31.01.25   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
Край света
Перекрёсток Рекордс
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
текст Алгоритм "Хочу поехать на игру"+2
видео О трудностях создания инноваций+2
событие Интерактивное образование+2
публикация Три дня в средневековье / СМИ о нас
Вече Твери сегодня (Тверь, Тверская область) | 30.07.2001
Тип: газета
Ирина Мандрик,1

На прошлой неделе в Выборге прошел шестой традиционный фестиваль "Рыцарский замок", посвященный 761-й годовщине Невской битвы.
Организаторами праздника выступил санкт-петербургский военно-исторический клуб "Княжеская дружина" и администрация краеведческого музея, расположенного в цитадели. В фестивале приняли участие 25 военно-исторических клубов из России, Белоруссии и даже Франции. В число участников попали и члены трех тверских клубов: русские богатыри из "Спаса", немецкие рыцари из "Феникса" и викинги из "Мирового змея". Всего в фестивале участвовали порядка 200 человек.
Выборг - странное место. Здесь непостижимым для меня образом сочетаются черты старинного до мозга костей европейского городка с его главным атрибутом - средневековым замком, построенном на небольшом острове, и современной "махровой" российской провинции, где нет ночных магазинов, практически отсутствует общественный транспорт и жизнь течет медленно и размеренно. И только раз в году в конце июля всего на несколько дней Выборг оживает. Причина тому - военно-исторический фестиваль.
В это время выборгский замок превращается в небольшой средневековый европейский городок, под стенами которого раскидывают шатры иноземные гости, а на улицах можно встретить закованных в латы рыцарей, изящных дам в бархатных платьях со шлейфами, пажей и оруженосцев. Уличные музыканты на волынках, лютнях, флейтах и гитарах исполняют старинную музыку (мелодия "Зеленых рукавов" преследовала меня постоянно). Их останавливаются послушать гордые шотландцы с килтах, на руках у одного - охотничий сокол, презрительно смотрящий в сторону. Задорные горожанки, задрав юбки, танцуют под замысловатые мелодии. Здесь же, сидя прямо на земле, бражничают устрашающего вида викинги. Их пугливо обходит стороной погруженный в раздумья прелат, облаченный в простую черную рясу. Чуть поодаль отрок в русской рубахе рассматривает клинки, разложенные перед шатром оружейных дел мастера, а дородный боярин доказывает дочерям, что не следует им заглядываться на простого русича-наемника в волчей шкуре, хоть он и хорош собой. И над всеми ними возвышается дозорная и боевая башня Олафа...
Выборгский замок - единственный в России средневековый западноевропейский замок - настоящая рыцарская реликвия. Он был заложен в 1293 году завоевателем карельских земель шведским епископом Олафом (или Олаусом) Вестеросским, который в конце XIII века возглавил крестовый поход по обращению карел в католическую веру. После постройки замок очень быстро стал главной приграничной крепостью Шведского королевства. В то время он принадлежал Кристору Нильссону - пращуру небезызвестного шведского короля Густава Вазы. За свою многовековую историю мощная цитадель не раз оказывалась в эпицентре войн и вооруженных конфликтов (именно поэтому он несколько раз перестраивался). Город, выросший вокруг нее, к XV веку стал крупным торговым центром и перевалочной базой на пути из Скандинавии в Россию. Прибрать Выборг к рукам пытались многие государства, но в первую очередь зарилась на него Россия. В конце пятнадцатого столетия московский царь Иван Третий решил отодвинуть западную границу своего государства. Русские войска двинулись на Карельский перешеек - к Выборгу. Осада замка длилась довольно долго. Цитадель несколько раз переходила из рук в руки. Увы, удача была на стороне шведов: в конце концов русским войскам пришлось отступить, заключив с противником "вечный мир". В состав Российской империи Выборг вместе с замком вошел лишь при Петре Великом в 1710 году.
Этому предшествовала четырехлетняя(! ) осада крепости 18-тысячной русской армией. До 1917 года выборгский замок служил складом для оружия и политический тюрьмой. Здесь содержались декабристы, революционеры и даже депутаты-радикалы первой Госдумы 1906 года. После революции Выборг отошел Финляндии. В 1940 году он стал последней точкой сопротивления в финской войне. 12 марта крепость была взята советскими войсками... Как видите, выборгский замок - место, в котором (простите за избитость фразы) застыла сама история. Особенно ярко это понимаешь, попадая сюда во время военно-исторического фестиваля. Кстати, именно замок является его главным действующим лицом.
Программа фестиваля была довольно насыщенной. Массовые бои, равно как и одиночные поединки, проходили ежедневно. Но не только они привлекали внимание многочисленных туристов. Очень красочным, например, был конкурс исторических костюмов. На импровизированный подиум выходили благородные дамы и кавалеры, русские княжны и бояре, скандинавки и шотландцы, рыцари в боевом облачении и русские воины времен покорения Сибири. Первое место среди женщин заняла пятилетняя Злата Мишина из Сестрорецка, она представляла питерский клуб "Черный ворон", на выборгские фестивали с мамой и папой Злата ездит с двух лет. Эта девочка стала настоящей некоронованной королевой фестиваля. Ее задорный голосок с утра до вечера раздавался в разных уголках замка. Девочка очаровала всех, даже самых лютых воинов. Как она сама мне призналась, больше всего на фестивале ей нравится, что с ней все здороваются. Еще Злата любит бои. Костюм ей шила мама, бусы сделаны из янтаря, на подвеске изображены воронята. Еще ей нравятся пуговицы-скорлупки, и застежка-фибулка. Выдав мне всю эту информацию, девочка почему-то вдруг застеснялась и убежала...
И все-таки главным на фестивале были, конечно же, бои. Большинство ребят - и не важно, европейские рыцари это, викинги или русские витязи - приехали сюда с одной благородной целью: подраться. Впрочем, воевода (в миру - председатель) питерского клуба "Княжеская дружина" Петр Васин (один из основоположников реконструкторского движения в России, между прочим) считает, что это не страшно: через желание помахать старинным оружием (боевым топором, мечом, алебардой, пикой) у людей рождается потребность узнать больше о жизни предков, их быте и культуре. Обидно только одно: подавляющее большинство российских военно-исторических клубов занимаются реконструкцией европейских рыцарских традиций, словно на Руси не было своей военной культуры, своей истории. Поэтому Петр Васин в разговоре со мной несколько раз отмечал, что наш тверской клуб "Спас", занимающийся аккурат возрождением русских боевых традиций - делает благое дело. "Меня радует, - сказал питерский воевода, - что в провинциальных российских городах, таких как Тверь, Саратов начали появляться клубы, которые "раскручивают" отечественную историю. В столицах люди почему-то больше "западают" на рыцарство. Хотя я сам начинал заниматься реконструкцией с русского боя и до сих по со своими "стариками" (прим. автора: как я догадываюсь, старикам лет по тридцать - сорок, не больше) не бросаю этого дела. "
"Княжеская дружина" - один из самых старых (он существует почти что 12 лет) и многолюдных военно-исторических клубов нашей необъятной Родины и, уж конечно, самый уважаемый и почитаемый в Санкт-Петербурге. Однако здесь есть и другие, не менее интересные объединения. Например, группа "Кречет". Эта группа объединяет людей, мечтающих возродить в России соколиную охоту. Ее расцвет пришелся на времена Ивана Грозного, любили поохотиться с соколами и при Алексее Тишайшем, а вот при его сыне - Петре Великом - соколиная охота практически затухла. Что уж говорить о советских временах, когда ею занимались лишь отдельные энтузиасты. С некоторых пор интерес к соколиной охоте в России опять возрос. Стали появляться различные клубы, занимающиеся ее реконструкцией. В том числе и "Кречет". Сейчас в этом клубе десять специально обученных птиц. Как сказал член "Кречета" Андрей Шишкин, для того, чтобы из сокола сделать хорошего охотника, нужно потратить не так уж и много времени: два-три месяца. Но птицу после этого нужно постоянно тренировать. В условиях большого города это делать очень сложно, приходиться еженедельно, несмотря на погоду и настроение, выезжать на природу, в поля.
Появление на фестивале пары "шотландцев" (ребята были в килтах, гетрах и беретах) с соколом и ястребом на руках произвело фурор не только среди досужих зевак, но и среди самих участников фестиваля. Бородатые бойцы, словно дети малые, с опаской подходили к шотландцам, спрашивали у них разрешения и, млея от восторга, проводили рукой по оперенью птиц. Радости их не было предела! Что же говорить о детях, которые с утра до вечера гурьбой ходили за охотниками, оставляя их в покое разве что на время боев и рыцарского конного турнира.
Турнир прошел в последний день праздника перед решающими схватками. Его организовала "Княжеская дружина". Этот клуб, чуть ли не единственный в России, который занимается реконструкцией конных турниров и вообще конного боевого искусства. Симпатию всех зрителей, в первую очередь дам, с первых же минут завоевал французский рыцарь Томас. Особенно зрелищным был его поединок с воеводой Петром. Петр выбил Томаса из седла, но тот не сдался, поднял оружие и пешим бросился на врага. Сумел сбросить того с коня и в битве на мечах одолел противника. Зрители ревели от восторга, дамы посылали Томасу воздушные поцелуи... А потом грянул бой между европейскими рыцарями и русскими войсками (в рядах последних почему-то оказались и ливонцы). В кровопролитной драке русские победили. Победу обмывали прямо на поле боя, пуская по кругу шлем, наполненный пивом (за неимением хмельного меда).
"И вечный бой, покой нам только снится" - для большинства реконструкторов это не метафора, а стиль жизни. Всю зиму они готовят доспехи, отрабатывают мастерство, изучают исторические документы, посвященные искусству боя. Летом, совершив турне по реконструкторским тусовкам, от души машут мечами. Чтобы зимой, разобрав ошибки, начать готовиться к следующему лету.
Для большинства российских военно-исторических клубов приглашение на выборгский фестиваль является признанием их заслуг в деле реставрации. Поэтому, приезжая сюда, стараются не ударить в грязь лицом - бьются не на жизнь, а на смерть". Это, конечно, преувеличение, но бои в Выборге действительно проходят по очень жестким правилам. Воины рубятся так, что ломаются древки топоров, от ударов на мечах остаются глубокие зазубрины, а на шлемах - вмятины. Рассеченная бровь или перебитый палец здесь дело обычное, на них даже не обращают внимания ни во время боя, ни после. Шрамы украшают мужчину - в этом реконструкторы абсолютно уверены. И потому многие из них, дабы привлечь к себе внимание окружающих, любят демонстрировать их, вспоминая, в каком бою и как они были получены. Это, конечно, очень интересно, но примерно через полчаса ловишь себя на мысли, что ты это уже где-то слышала: рассказы о прошлых боях очень похожи. И только увидев битву, так сказать, воочию, понимаешь: язык слишком беден, чтобы человек смог передать все свои ощущения, все свои эмоции адекватно. Видя, как загорались глаза моих собеседников, как только они начинали говорить о поединках и битвах, я вывела для себя кредо "реконструктора по жизни": бой - это праздник, который всегда с тобой.
Прочувствовав, что значат для реконструкторов боевые заслуги, я возгордилась, что живу в одном городе со спасовцами. Они, без преувеличения, стали открытием фестиваля. Участники всех битв, они в последней потеряли только одного человека "убитым", да и то потому, что на него набросились сразу три полуголых шотландца - русич просто не стал с ними биться: тяжелый меч мог легко покалечить бесшабашных смельчаков. Вечером шотландцы пришли в русский лагерь - знакомиться.
Надо сказать, что общение с "братьями по разуму" - обязательный атрибут всех реконструкторских тусовок, выборгский фестиваль не стал исключением. В гости ходили целыми делегациями. Особенно красочно это получалось у туляков из дружины "Крепость". Сначала знаменосец со знаменем клуба и барабанщик, за ними - один из руководителей дружины Анатолий Сосна в царских доспехах 17 века: на зерцале двуглавый орел, шуба оторочена песцами, шлем золотом горит на солнце. Рядом молодые княжны в бархатных платьях, отороченных норкой, князь Владимир Терехов (шестикратный чемпион России на историческому фехтованию, трехкратный - по славяно-горецкой борьбе и просто очень интересный мужчина) в красном парчовом кафтане. Вид этой процессии заставлял туристов забывать обо всем на свете.
Дружина "Крепость" входит в Тульское объединение кино и трюков, во Всероссийскую федерацию каскадеров. Она стояла у корней федерации исторического фехтования. А началось все с того, что несколько лет назад несколько человек собрались ради изучения техники рукопашного боя. Затем они взялись за оружие. Появилось оружие - нужны доспехи, причем они должны быть достоверны (или историчны, как любят говорить реконструкторы). Так тульских энтузиастов и затянула трясина реконструкторства. Сегодня они профессионально занимаются производством фильмов на историческую или околоистроическую тему, проводят турниры по историческому фехтованию, военно-исторические праздники. В общем, живут полнокровной жизнью. Казалось бы, "Крепости" участие в выборгском фестивале не особенно и нужно. Ан нет. Это, говорит Анатолий Сосна, как первая любовь: "Все, кто приехал сюда, страдают одним недугом - мы отличаемся от нормальных людей".
С кем бы я ни говорила, все участники фестиваля и все его зрители сходятся в одном: военно-историческое движение (в первую очередь русской направленности) нужно России. Несмотря ни на что, оно является последней возможностью понять родную историю, которую мы забываем (или нас заставляют ее забыть? ). Это нужно не только самим реставраторам - это нужно последующим поколениям, которые с их помощью смогут узнать, как и чем жили наши предки. Именно поэтому движение военно-исторических клубов нельзя оставлять без поддержки государства, ведь реставрация боевых искусств - довольно дорогое дело. А для 90% ребят это не работа - это состояние их души. Но увы, душа душой, а тело хочет есть. Понятно, что без поддержки со стороны властей даже самые ярые фанатики в конце концов остынут: всем надо кормить семьи, всем нужно худо-бедно жить. И тогда мы уже навсегда превратимся в Иванов, не помнящих родства. Будем восторгаться западными боевиками и окончательно потеряем самобытность. Вас такая перспектива устраивает?..


  следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Керим Джемилев
(Екатеринбург)
Ближайшие события
все регионы

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье


Апокриф - четвертая эпоха


дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru