31.01.25   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
SmartTourist
Край света
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
текст Алгоритм "Хочу поехать на игру"+2
видео О трудностях создания инноваций+2
событие Интерактивное образование+2
публикация Лабиринт / СМИ о нас
Все для вас (Томск, Томская область) | 07.02.2001
Тип: газета
Н. Быкова,1

Игра - как это делается
Тема, прямо скажем, некоторым товарищам набившая порядочную оскомину. В первую очередь это сами игроки, искренне считающие, что всю сложность, многоплановость и глубокий смысл игры сторонний наблюдатель понять не в состоянии.
После публикации в нашей газете материала "Что наша жизнь? Игра!" сайт "ВДВ" был завален возмущенными сообщениями. Будучи автором этого опуса, хочу заверить уважаемых читателей, что материал собирала непосредственно у мастеров игры, с некоторыми из которых, признаюсь, состою в близком родстве. Байки были подлинные, и если охватить масштабы этого явления мне не удалось, то уж во всяком случае сочинять тоже ничего не пришлось. Тем не менее народ возмущался, похоже, из священного принципа - чужак не поймет и пусть не лезет. Резон в этом есть. С той публикации прошел год, и я решила рискнуть, вернувшись к этой теме. Цель - развеять основной миф, связанный с этим видом досуга: "Этим занимаются люди с неполноценной психикой". Аргументы таковы: "Ну кто в здравом уме и твердой памяти станет одеваться в доспехи, биться на мечах и тратить на это все свое свободное время?"
Уязвимость ролевиков в том, что фанатеющих, скажем, от компьютерных игр, преферанса и шахмат не видно широкой публике. Почему такой перечень? Потому что ролевая сравнима с любой другой системной игрой - и даже имеет ряд преимуществ. Это такой же сложный информационный обмен, только в нем участвуют не два и не четыре игрока (хотя есть и такие варианты), а десятки и даже сотни человек. Это не стихия, вроде спонтанного сбора желающих "оттянуться". Хорошая игра начинает создаваться мастером или группой мастеров за полтора года до намеченного действа. Продумывается основной сюжет, историческая или фэнтэзи - канва. Это не обязательно Толкиен, хотя именно хоббитские игры самые массовые. В ход идет вся наличная романтика: от викингов до героев Дюма. Проще пользоваться уже созданными "мирами" знаменитых фантастов - это самые разнообразные магические ордена, галактические династии и тому подобное. В ход идет и смешение жанров - на одной игре можно встретить принцов Амбера, наследника Стюартов, а также богов четырех стихий. Главное - это создать перспективу для интересного игрового сюжета, так как сама игра не режиссируется. Создаются ключевые и второстепенные роли. Первые распределяются среди опытных игроков, это гарантия того, что игру поведут сложно и скучать не придется. Второстепенные роли и массовка - удел менее продвинутых - они могут лишь косвенно влиять на основную интригу. Каждому из ключевых участников прописывается "биография" - это определенное количество информации и способностей - кто-то колдует, кто-то воюет, а кто-то имеет политические полномочия. Это как стартовый капитал - как он им распорядится, зависит от него и от обстоятельств. Информация у каждого своя и у каждого своя цель. Играя роль, участник включается в сложное многоуровневое противостояние интересов. За игру можно несколько раз погибнуть, возрождаясь в иной или в той же роли по усмотрению мастера. Можно из нищего странника превратиться во властелина Вселенной, а можно промотать царство и утратить все стартовые преимущества, попасть в рабство.
Но мы опережаем события.
Роли созданы, все желающие оповещены через Интернет, и начинается подготовка. Настоящий ролевик очень серьезно относится к образу, в который придется вжиться. Такую серьезность можно сравнить с жесткой системой ритуалов у преферансистов или иных игроков - это своего рода свидетельство серьезного отношения к происходящему. Образ создается кропотливо и порой на его сотворение уходит немало средств. Шьются наряды, и среди игроков есть свои портные, сапожных дел мастера. Есть и свои оружейники: изготавливаются мечи - металлические и пластиковые, ножи, доспехи, арбалеты. Это своего рода и ярмарка тщеславия - каждый хочет произвести впечатление и максимально соответствовать. Особо состоятельные используют бархат, парчу и меха, а сложный дамский наряд может быть скроен из трехсот деталей - для создания модели штудируются издания по истории костюма. Правда, увлечения костюмированными игрищами порой приводят к казусам - профессиональные игроки часто "выпадают в осадок", наблюдая девиц, приехавших на игру по крестовым войнам в нарядах а-ля Помпадур.
С девицами на играх проблем особенно много. Дело в том, что игра по природе своей предполагает в основном мужские роли - это активно действующие, воюющие и принимающие решения персонажи. Женские роли почти всегда второстепенны. Среди ключевых не на каждой игре наберется пара богинь, королева и колдунья. Дамы требуют реализации своих прав и возмущаются дискриминацией, а мастера, в том числе и женского пола, только разводят руками и приводят аргументы. Дело в том, что, как и в жизни, так и соответственно, в игре мало кто из женщин способен состязаться с мужчинами в стратегических битвах. Поставь даму на ключевую роль - и игра может не пойти. Это - все равно, что в шахматах спрятать ферзя. Мужчины игроки не страдают шовинизмом, просто они играют, двигаясь к цели, а девушки ждут, когда им предложат игру, вовлекут в сюжет. Лишь единицы дам-игроков уверенно соревнуются, порой превосходя "противника" по зверству и сложности интриг.
Наконец, в теплую летнюю пору начинается сезон игр. На один из полигонов - мест постоянных дислокаций ролевиков, съезжаются участники. Ставятся палатки, строятся сооружения, необходимые для игры. На специфических играх иногда возводятся крепостные стены в три метра высотой. Полигон обширен, и, порой чтобы дойти от одного лагеря к другому, требуется до часа времени. На таких просторах игроки быстро нагуливают аппетит - для особо занятых, или не позаботившихся о собственной обслуживающей бригаде всегда стоит трактир, где происходит много решающих событий - там можно выслушать новости "с фронтов", заключить договор, скрепить союз или закрутить интригу. Кормят с выдумкой - играть так играть. Представьте, некоторые ухитряются потчевать игроков оладьями, приготовленными на костре. Попробуйте повторить этот подвиг.
Собственно игра начинается с парада представления персонажей. Далее стороннему наблюдателю сложно уловить суть начавшегося действа. Люди бродят, общаются, лишь изредка свершаются красочные магические обряды, происходят короткие схватки на мечах. Тут все происходит в реальном времени - это вам не кино, где соперники мучительно долго обрабатывают друг друга тяжелыми предметами, после чего ведут длинные диалоги. Не вникая в суть происходящего, порой можно всерьез озадачиться чем-нибудь вроде следующей сцены: трактирщица с гигантским веником гоняется за воинами, которые активно машут руками. На самом деле все очень логично и серьезно. Просто трактирщица, она же колдунья, отгоняет магическим символом мертвяков - убитых и порабощенных воинов, которым проще "улететь", чем убежать. И хотя это действие, как и все прочие, вписывается в сюжет игры, а игроки самозабвенно отдаются процессу, по большому счету всем смешно и все прикалывются в свое удовольствие. Развлекаются и зрители, которых набирается не так уж мало. Это люди, прослышавшие про полигон и наезжающие целыми семьями поглазеть на "ряженых", а также местное население и "балласт", который многие игроки привозят с собой - подруги, гости, любопытные приятели. Комнатные и не очень комнатные собачки ошалело тявкают на рыцарей в броне, а дети толпами носятся за приглянувшимися персонажами - девочки за кринолинами и плащами принцев, мальчики за королями и воинами. Игроков такое вмешательство раздражает, но делать нечего - полигон не частная собственность.
Наиболее крупные представления планируются на финал - это языческие праздники, массовые бои или поединки персонажей, претендующих на статус победителя игры - как правило, среди ключевых игроков, у которых к завершению действия набирается максимальное количество властных, магических и военных преимуществ. После объявления финала игроки еще долго делятся впечатлениями и обсуждают допущенные промахи, хвалятся достижениями. Опять же непосвященному этот язык кажется иностранным, но непосвященных становится все меньше. Распространение компьютерных игр знакомит с игровой терминологией даже дошкольников - "хиты", "некропойнты" и тому подобное уже не экзотика, а рабочие примитивные понятия.
Думаю, что после такой панорамы уже должно быть совершенно ясно, что "сходить с ума" никто из игроков не собирается. Это школьники и студенты, трудоустроенные молодые люди, ведущие вполне нормальный образ жизни, - их существование не сводится к игре. Просто такие игры - это реализация не столько комплексов, как это принято считать, сколько аналитических и творческих способностей, спортивного духа, если хотите.
Кстати, о спорте. Своего рода традицией является обязательный турнир по окончании игры. Это состязания на ножах, мечах, вольная борьба. Судейство строгое, а действие весьма зрелищное. Ролевики по долгу и серьезно учатся этому спорту - существуют целые направления и школы, и многие игроки достигают прямо-таки мастерских высот. Не станете же вы упрекать в неполноценности спортсмена-фехтовальщика?
Таким тренировкам посвящаются периоды межсезонья, когда обдумываются следующие игры. Но зимний период знаменателен весьма важным событием - в первые выходные февраля ролевики проводят СибКон - Сибирский конвент или конференцию, расшифровывают по-разному. Дело в том, что игра давно встала на профессиональную и даже научную колею. На конференции обмениваются опытом - административным, техническим и философским. Проводятся так называемые лангедоки - игры в павильоне на несколько часов, конкурсы менестрелей и костюмов. СибКон уже пятый год проводится в Томске, в Зауралье это единственная конференция, и вторая в России.
Это явление, как и любое другое популярное занятие, привлекает массу профанаторов. В первую очередь это коммерческая привлекательность таких игрищ. Мастера трудятся не за спасибо, существует игровой взнос. На него же, правда, закупаются продукты для общепита, прочие игровые нужности. Взнос колеблется - в Томске это может быть и тридцать, и пятьдесят, максимум - сто рублей.
Чем масштабнее игра, тем дороже она обходится игрокам. Кроме взноса, необходимо закупить продукты, пошить наряды, купить билеты, если игра проводится в другом городе. При всех затратах мастера не сильно наживаются на этой деятельности, но в последнее время отмечается тенденция - участие в игре оценивается все дороже. Московские мастера давно оценивают взнос в долларах. Но это не значит, что вы получите хорошо организованную игру. Профанация - это когда с коммерческой целью в течение месяца - двух стряпается набор ролей, организовывается рекламная кампания, собираются взносы, а далее игроки предоставляются самим себе. Правда, ролевики со стажем в такие ловушки не попадаются.
На самом деле, сколько на эту тему ни пиши, пусть даже с самых разных аспектов, все больше убеждаешься, что подлинную сложность и серьезность действительно трудно отобразить на газетной полосе. Ролевая игра, по определению одного из мастеров - это сформировавшийся социум - там свои законы, сложная система экономических, этических отношений. Это свои средства массовой информации с морем сайтов и множеством периодики, из которой порой выделяются подлинные шедевры полиграфии и дизайна. Это темы научных диссертаций и педагогических методик. Возможно, общественное мнение рано или поздно будет нормально воспринимать этот феномен - так как становится очевидным, что это не очередная модная тенденция молодежных тусовок и не секта душевнобольных. А сами ролевики не очень и обращают на это мнение внимание, так как им хватает собственного. Их мир сотрясают концептуальные кризисы, драмы идей и политические разборки. Но это совсем другая история.


  следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Дятил
(Дмитрий Забиров. Казань)
Ближайшие события
все регионы

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье


Донжон


дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru