Калининградская правда (Калининград, Калининградская область)
| 28.09.2000
Тип: газета
Вадим Смирнов,1
Их называют "толкинисты". Реже - "толкинутые". Причсм прозвища эти, как правило, произносятся с ехидной ухмылочкой - мол, знаем, что они там делают, куча чудиков по лесу бегает и мечами машет. Эка невидаль! Сами же "толкинисты" (себя, однако, они так уже давно не называют) считают иначе. Они занимаются ролевыми играми, в которых английский фантаст Джон Рональд Руэл Толкин (в некоторых переводах Толкиен) и его эпопея "Властелин Колец" теперь занимают весьма незначительное место. Всс началось в 1990 году, когда в Свердловске на ежегодном всесоюзном слсте любителей фантастики ребята из Красноярска объявили о готовящихся ими "Хоббитских игрищах". Организовали игру быстро - почти полторы сотни человек уже в августе того года на реке Мане под Красноярском стали играть в эльфов, хоббитов и орков. Идея до того понравилась, что через пару лет в России появилось уже несколько десятков исключительно "толкинистских" клубов. Поначалу все были очень веселы и довольны. Да и как тут не радоваться, когда ты напяливаешь на себя старую занавеску, а тебя при этом считают чуть ли не эльфийским принцем? Схватил дубину - сразу стал прославленным рыцарем. Красота! Однако вскоре эйфория прошла, а игры исключительно по Толкину отошли на второй план. Фанаты его "Властелина Колец", объединившись в клуб "Эгладор", остались разве что в Москве - с 1992 года они собираются в Нескучном Саду. Помимо фэнтези, многих стала интересовать история. Организаторы "документальных" игр строят свои сюжеты на основе реальных событий, описанных в хрониках. Игровые лагеря превратились в крепости (почти как настоящие) с высокими стенами, воротами и дозорными башнями. Оружейное искусство стало быстро развиваться, при подготовке к играм начали использовать реальные исторические образцы. Появились одежды, выполненные настолько близко к стилю средневековья, что позавидовала бы иная театральная костюмерная. Ребята так старались максимально приблизиться к "играемой" эпохе, что кольчуги и цельнокованные доспехи весом в 20-25 килограммов стали обычным делом. В Калининградской области ролевые игры существуют почти шесть лет. Начиналось всс, естественно, с Толкина и плащей из занавесок - с голого энтузиазма, одним словом. Основные игроки - студенты и старшие школьники. Есть, однако, среди них и тридцатилетние "авторитеты", первыми когда-то подхватившие красноярский почин. Оставив, насколько это возможно, Толкина в стороне, калининградцы занялись ролевыми играми серьсзно. Подготовка команды, тренировки, закупка и изготовление реквизита требуют создания постоянной и достаточно жссткой организационной структуры. Появились "партвзносы" - с каждого на игру собирают примерно по семьдесят рублей. Большая часть этих денег уходит на еду. Зачастую основу для "средневековой" одежды покупают в сэконд-хендах. Особым шиком считается что-то сделанное своими руками - домотканые льняные рубашки (тут, как правило, помогают бабушки игроков), наручи, поножи и прочее. На изготовление доспехов, кстати, уходит куча времени - приличного вида кольчугу, например, можно сделать не меньше чем за два-три месяца. Оружие стало повнушительней. Изготавливают его теперь из специального пластика, дюралюминия, текстолита или дерева. Удар мечом или топором из такого материала ощутим, синяки - в порядке вещей. Раньше ребята на ролевые игры собирались в Колосовке. Там у них был свой "полигон". Со временем они выучили расположение каждого холмика и играть стало неинтересно - какой смысл всс время бегать по одной и той же территории? Поэтому не так давно ребята переехали под Мамоново. В следующем году задумали устроить там ролевую игру "Ведьмак" по фэнтезийным произведениям модного ныне польского писателя Анджея Сапковского. "Какого-либо конкретного сценария с детально расписанными речами героев никогда не придумывается, - пояснил один из разработчиков "Ведьмака" Алексей Милованов. - Берутся лишь действующие лица, определяются союзники и противники. Игра идст произвольно, нужна лишь основная, сжатая до нескольких предложений, идея". Зато правила всегда отточены до мелочей. На время игры они что-то вроде конституции. И уж если нарушил их, жди наказания - отсидки в Стране Мсртвых. В правилах учитывают всс - от уровня хитовости (защиты) персонажей до чиповки (допуска к игре) оружия. Сама игра длится несколько дней. Но по правилам в это время может вместиться и парочка десятилетий. Если кому-то надоедает, его никто не держит - пусть едет домой. Многие отмечают, что сегодняшнее ролевое "движение" уже не то. И скучно, мол, и грустно, и некому руку подать. Говорят, будто не ролевыми играми занимается молодсжь, а просто на природу ездит, пивко пьст, развлекается. Другие же ставят в упрск эскапизм - уход от реальности в вымышленный, иллюзорный мир. Появились "ушельцы", то есть люди, для которых работа или учсба - лишь вынужденное нелюбимое занятие. Реальная жизнь у них начинается только во время игры. Там можно запросто превратиться в себя настоящего - стать великим эльфийским воителем или обычным крестьянином тринадцатого века. Тем не менее, все участники ролевого движения стараются активно общаться, используя для этого, например, электронные сети FIDO и Internet. Многие сочиняют стихи вроде: "Я тоже мог бы, как и | ты, летать, предпочитая стали серебро,//И нити света с нотами сплетать,//И умереть, сражаясь за добро". Есть у них и своя пресса - москвичи выпускают журналы "Мос королевство" и "Rolemancer", а в Уфе выходит "Ore-Club Journal". Остальная же периодика со временем прекратила существование. В России пока ещс никто не превратил ролевые игры в бизнес. За рубежом этим занимаются уже давно. В Англии и Штатах, например, можно запросто заказать целую театральную постановку с заранее заданным сюжетом. Состоятельные любители ролевых игр могут арендовать самые настоящие средневековые замки. Костюмы и обмундирование продаются в специальных магазинах. Позаботились и о тех, кому лень куда-то ехать и бегать по горам, размахивая мечом - они могут просто купить настольный вариант любой ролевой игры и, сидя дома в мягком кресле, ощущать себя вершителями судеб. Выбрав при этом что-либо по вкусу - от сложной, детально разработанной "Adventures Dungeons and Dragons" до элементарных вариантов фантастического сериала "Star Trek". Но как бы то ни было - ролевые игры затягивают. При этом неважно - бросаешь ли ты кубик и ходишь фишками по клеточкам или как угорелый носишься по лесу, спасая свою мягкую хоббичью шкурку от злобных троллей. И слова "Перебесятся - умнее станут" здесь не действуют. "Умнее" никто не станет. Потому что для многих ролевые игры уже не забава. Они - диагноз, смысл жизни, наркотик, называйте как хотите. Но кто попробовал однажды, уже вряд ли откажется от участия в новой ролевой игре. Почему? Ответ на этот вопрос не могут дать даже сами игроки. Они просто с неодобрением смотрят на спрашивающего такое и говорят: "А ты попробуй..." Фото Валерия Сомкина
|