Белорусская деловая газета (Минск, Минская область)
| 22.07.1999
Тип: газета
Ирина Бут-Гусаим
Бросающие вызов Для большинства из нас рыцарство - некое весьма отвлеченное понятие из области истории и морали. А само слово "рыцарь" сегодня употребляется разве что в ироническом смысле. Познания большей части обывателей об "исторических" рыцарях сводятся к роману о Дон Кихоте. Но оказывается, что рыцарство, ставшее весьма популярным в конце XX века в Европе, возрождается и в Беларуси. Некоторым, возможно, уже приходилось видеть на улицах белорусских городов людей в средневековых доспехах. За необычное увлечение их считают чудаками. Действительно, кто еще в этой стране готов бороться не за деньги или власть, а за победу добра над злом? В средние века в рыцарские ордена была вовлечена вся Европа. И сегодня европейские страны остаются верны традициям. В Чехии, например, около половины населения состоит в различных рыцарских клубах и орденах. А Мальтийский орден - до сих пор одна из самых многочисленных и влиятельных организаций в политической и экономической жизни мира. В польском Голубдобженском замке уже на протяжении двадцати лет проводятся общеевропейские рыцарские турниры, куда съезжаются рыцари из Франции, Англии, Германии, Испании и других стран. Кстати, минский Орден Сердца Дракона официально зарегистрирован в Польской рыцарской ассоциации. Рыцарь рыцарю рознь Идея создать рыцарский орден возникла у минчанина Дмитрия Нестюка еще в 1993 году. Два года спустя в столице появился рыцарский Орден Сердца Дракона, положивший начало рыцарскому движению в Беларуси. В него вошло тогда около 30 человек. Впоследствии из-за различных разногласий многие начали уходить из ордена, создавая другие рыцарские объединения и клубы военно-исторической реконструкции. Так, в 1996 году, когда утверждался первый устав ордена, 14 человек наотрез отказались его принять. Они образовали в Минске клуб "Серебряный единорог" (около 40 человек). Дисциплина здесь гораздо более мягкая. Тем не менее, выступления на фестивалях - очень зрелищные и запоминающиеся. Те, кто, не прижился и в "Серебряном единороге", организовали минскую унию "Меч и ворон" - немногочисленную, но сплоченную организацию, которая участвует во всех рыцарских мероприятиях. Кроме того, в столице действует клуб "Княжий Гуф". Его руководитель Федор Михеев до недавнего времени был рыцарем-одиночкой, но, в конце концов, решил создать небольшой клуб. Есть еще минский клуб военно-исторической реконструкции "Копье", который возрождает традиции викингов Скандинавии и Руси IX-XII веков. Уже на протяжении четырех лет по несколько раз в год белорусские рыцари съезжаются на различные турниры, фестивали, игровые сражения. Весной этого года был основан новый интернациональный Орден Северного Храма, объединящий более 200 человек. В него в качестве минского командорства вошел Орден Сердца Дракона, а также российские рыцари московских клубов "Романтьер"и "Лэнс" и рыцари из Белгорода и Пензы. В основном это люди, стоявшие у истоков возрождения рыцарства в Беларуси и России. Интересно, что Орден Северного Храма имеет реальные исторические корни и опирается именно на национальные традиции Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. От крестьянина до рыцаря Рыцарским орденом решаются назвать себя немногие организации, т.к. для этого необходимо иметь свой устав и неукоснительно следовать ему, выполнять все необходимые правила, не нарушать клятвы и обеты. Магистр (высший титул и пожизненное звание) Ордена Северного Храма Дмитрий Нестюк считает, что дисциплина для ордена превыше всего, поэтому устав довольно строг. Кстати, устав берется не "с потолка". При его составлении современные рыцари опираются на книги "История рыцарства" Д.Д.Руа, "Жизнь и развлечения в средние века" французского историка, архитектора и реставратора готических соборов и замков Эжена Виолле-ле-Дюка и другие произведения. Структура Ордена Северного Храма, титулы и законы также приведены в соответствие с реальными историческими свидетельствами. Кстати, порядок приема в этот орден в отличие от других весьма демократичен. Здесь есть представители разных конфессий, хотя существуют, например, исключительно католические ордена. Опять же выйти из ордена совсем не сложно. Звание настоящего рыцаря можно заслужить, лишь пройдя все ступени иерархии. Обычно на это уходит не один год. Новичок, у которого нет костюма и оружия, беден и физически, и морально, поэтому его называют крестьянином. Смастерив себе костюм, доспехи и снаряжение, он переходит в разряд неофитов и включается в отряд воинов, получая право пользоваться тренировочным оружием. Вторая ступень - щитоносец, затем - ветеран. Того, кто прошел эти три ступени, рыцарь может взять к себе в оруженосцы. В этом звании член ордена пребывает обычно несколько лет. И только потом он может быть посвящен в рыцари, получив средневековое имя и личный герб. Члены ордена - это в основном молодые люди, учащиеся старших классов, студенты. Однако до рыцаря можно "дослужиться" лишь к зрелому возрасту. Это должны быть физически сильные люди - хотя бы потому, что доспехи весят в среднем 30-40 кг. Но главное, подчеркивает Дмитрий Нестюк, - у кандидата должен быть закален дух. "В своем королевстве (так еще называют орден - прим. ред.) я стараюсь распознать увлеченных людей, интересующихся исторической и современной литературой. - рассказывает магистр. - Они не просто создают себе средневековые костюмы и учатся сражаться, а проникаются идеями рыцарского благородства, достоинства, чести. Они верны своему долгу, слову, Отечеству. Сегодня многие, образуя какой-нибудь рыцарский клуб, называют себя рыцарями, хотя и не живут по рыцарским законам, ведь доспехи - это лишь антураж. Конечно, это вызывает непонимание у членов нашего Ордена. Одна из целей Ордена Северного Храма - воссоздать критерии, которым должен соответствовать человек, претендующий называться рыцарем". Кроме рыцарей-воинов, в Ордене Северного Храма есть несколько гильдий, возглавляемых мастерами. Самая многочисленная из них - гильдия менестрелей, или музыкантов. Претендовать на титул мастера может только профессионал. Причем в любой области: в ордене есть человек, получивший это древнее звание, занимаясь вполне современным делом - фотографией. Женщина, если она настоящая искусница, тоже может называться мастером. Кстати, о женщинах. Женственность для рыцарей - это не только привлекательность и хорошие манеры. Женщина должна быть не просто куртуазной, а доброй, умеющей заботиться об окружающих. Сегодня в Ордене лишь 3 леди. В Орден Северного Храма приходят и подростки 10-12 лет. Многие находят здесь "свою половину", создавая семьи. Без страха и упрека Далеко не все сегодня понимают, что такое рыцарство, - констатирует Дмитрий Нестюк. Действительно, непосвященному это может показаться игрой, ребячеством. Рыцарские мероприятия сравнивают с маскарадом, а рыцарей - с актерами одной роли. Сами рыцари считают по-другому: белорусы должны помнить свою историю и гордиться ей, а рыцарство - ее неотъемлемая часть. Рыцарство "это не хобби, а образ жизни", подчеркивает магистр. Цель жизни рыцаря, как уже говорилось, борьба со злом во всех его проявлениях. Но борьба не мечом, а словом и делом. Рыцари конца XX века делают ставку на живое общение, готовя показательные акции, которые намерены проводить регулярно. Фестиваль в Мирском замке, например, уже стал традиционным. Рыцарям приходится заниматься и банальным зарабатыванием денег, участвуя во всевозможных презентациях, шоу, рекламных проектах. Но, с другой стороны, это лишняя возможность себя показать и популяризировать рыцарское движение. По мнению рыцарей, они не борются, как Дон Кихот, с ветряными мельницами, а ставят перед собой реальные цели, которые становятся понятнее после слов Дмитрия Нестюка: "Когда люди живут, не помня своей истории, их души ничто не подпитывает. Каждый белорус должен понять, что он не только "пан сахi i касы", он - гражданин великой державы, имеющей богатое и славное историческое прошлое, он - европеец. Тогда, я уверен, станет меньше в нашей стране тех, для кого ценность представляют лишь деньги, меньше жестоких или просто равнодушных людей. Такие люди - и есть то зло, которое необходимо победить. Это не абстракция - оно уже здесь и пускает корни".
|