Гризабелла
| 06.01.2006
В корыстных целях свою недавнюю
поездку в Питер на ролевой конвент «БлинКом» я представляла всем как носящую
деловой характер. Дескать, не токмо развлекаться едем, но и с разведывательной
целью: посмотреть, «как у них там сеют брюкву – с кожурою али без». И теперь
испытываю огромное удовольствие, как любой лгун, вранье которого неожиданно
оказалось правдой. Потому что на Блинкоме я узнала про Школу игрока.
К сожалению, сезоном полевых игр
является суровое и короткое российское лето. Отдельные морозоустойчивые особи,
правда, захватывают пару месяцев до и после. И все-таки остаток года ролевикам
приходится решать насущную проблему: «чем бы такое заняться». Есть много
различных способов уменьшить игровой зуд в «межсезонье»: кабинетные, павильонные
и форумные игры, AD&D, словески и прочее (здесь могла бы
быть ссылка на статью: «Такие разные игры» ;); подведение итогов прошедшего
сезона (отчеты, конвенты); подготовка к будущим играм (создание сайтов,
переписка). Все эти достойные занятия не только скрашивают ожидание, но и
позволяют самосовершенствоваться, как игроку. Различные игры являются
поставщиками нового опыта, «разбор полетов и работа над ошибками» помогают
извлечь из этого опыта практическую пользу. Мы учимся, развиваемся, мощно растем
над собой… но только в Питере этому явлению придали форму и название школы.
«Занятия на Школе Игрока
представляют из себя подборку упражнений, развивающих или поддерживающих в
«межсезонье» на должном уровне актерские навыки, полезные в ролевой игре»
(цитата из программы конвента). Поначалу я несколько напряглась, решив, что
имеется в виду исключительно актерское мастерство, сиречь, навыки сценической
речи, пластика, всякие выразительные средства и т.д. Все это, несомненно, дело
хорошее и пользительное. Обидно ведь, когда в человеке играющем все прекрасно: и
костюм, и вооружение, и слуги... А как рот откроет – так аристократизм, по
Жванецкому, «пока не идет». Или, наоборот, у нищего «на лбу десять классов
образования написано», а ведь не каждому бродяге быть Арагорном! Но тут в чем
проблема? Мы ж остановиться не умеем! Начали с костюма – вляпались в
реконструкцию. Танцами занялись – бальные книжечки уже толщиной с «Войну и мир».
Фехтование – до реанимации на полигоне. В данном случае можно было доиграться до
театра одного актера - и сотни критиков.
С первого взгляда занятие Школы
действительно походило на вступительные экзамены в театральный вуз. Ведущий
Гакхан раздавал желающим задания в виде различных этюдов. С подготовкой или без,
в одиночку или кучками, народ выползал на сцену и мастерские желания
материализовывал. И, доложу я вам, это было не просто! Если в обычной игре на
тебя работает полигон, антураж, долгий настрой на игру и помощь зала, на сцене
ты оказывался наедине с самим собой. Не всякий с разбегу мог догадаться
представить красный цвет посредством зажигательных па фламенко, или в качестве
«результата совместного творчества» поставить маленький спектакль в стиле
«Планета по смете» Р. Шекли.
После «выступления» начиналось
«обсуждение» - остальные учащиеся разбирали содеянное собратом или собратьями по
несчастью на первоэлементы: «что в нем хорошо, и, главное, что в нем плохо». Как
справедливо заметил в своей статье Враг: «почему-то, чувство юмора, красноречие,
знание эпохи или книги, по которой поставлен этюд, оказывается у людей сидящих в
зале, а не стоящих на сцене» (см. «Школа игрока»: http://vrag.by.ru/rus/playscol.html#begin).
Впрочем, «на его месте мог быть каждый», поэтому дискуссия проходила в теплой
дружеской атмосфере. Последнее слово оставалось за мастером, но не потому, что
он точно знал, как надо. Ведь отыгрыш – понятие субъективное.
Что мы вкладываем в понятие
«хороший отыгрыш»? Соответствие игрока заявленной роли, то есть – общепринятым
представлениям о ней? Нашим представлениям о ней? Или его собственным? Принято
считать, что «новичок» больше старается сам поверить в свою роль, тянет ткань
игры на себя, и, по сути – играет для себя. Если «верить в себя и не замечать
препятствий» удается, внешний результат тоже производит впечатление –
естественное не бывает безобразно. С опытом приходит оглядка на других, игрок
понимает, что он не один во вселенной, его личное пространство расширяется на
пару метров и накрывает ближайшее окружение. Появляется умение играть не только
для партера, но и для галерки, где «никто ничего не слышит, зато все
сочувствуют».
Дальше – больше. Многие игроки со
временем невольно начинают действовать, как игротехники: оценив несколько
вариантов поведения персонажа, выбирают тот, который окажет наиболее
«положительное» - или хотя бы яркое – влияние на игру, затронет большее
количество других персонажей. Грубо говоря: можно закулуарить короля втихую под
кустом, а можно во время коронации, с погоней, перестрелками и катанием на
люстрах. И самому весело, и другим нескучно. Хлопотно, правда, и опасно, зато
никто не уйдет обиженным. При этом, разумеется, невозможно полное «вживание» -
приходится действовать за всю съемочную группу: за режиссера, сценариста,
оператора, консультанта и самого актера, не говоря уже о поклонницах у входа и
разносчике пиццы. Отстраненный взгляд со стороны позволяет сделать «красиво» для
других. Зато выходит менее «красиво» для себя, ибо с горячим сердцем и холодными
ногами катарсиса не поймаешь.
Вживаться или отыгрывать? Истина,
как обычно, где-то посередине. Я бы даже разместила ее все-таки ближе к
вживанию. Полностью «театральный» отыгрыш, на мой взгляд, наиболее уместен для
ролей «инфернального зла». Вот уж где и сам не захочешь полного погружения, да и
окружающие не больно-то позволят. Здесь речь идет не о персонажах из серии «сила
Ночи, сила Дня – одинаково фигня». Обыкновенное зло может казаться таковым
только с определенного ракурса, а с другого его от классического добра с
кулаками просто в упор не отличишь. Так что вживайся – не хочу. А вот всяких
Неназываемых интереснее и пользительнее примерять, как костюмчик – аккуратно
просунул голову в ворот, аккуратно продефилировал по сцене, аккуратно отмерил
дозу зла в пробирке, аккуратно вылил, аккуратно ушел. Во избежание
самовозгорания. Вот где простор для демонстрации актерского искусства!
Окружающие должны поверить. Ты – нет.
Во всех остальных случаях
театральность вполне может уступить вживанию. Если подробно проработанный
персонаж аккуратно надет на игрока, и таких хорошо сидящих костюмчиков – большая
часть полигона, игра не потребует внешнего редактирования. Действуя только на
основании внутренней логики персонажа, можно добиться того, чтобы вокруг тебя
«всю жизнь горело» и без постоянной оглядки «на того парня». При этом, конечно,
от вспомогательных выразительных средств отказываться не стоит. Отлично, когда
под тонкой шкуркой игрока рвет и мечет огненноокий витязь, но если окружающим
при этом явлена лишь бледная спирохета, может получиться неудобно.
Вот тут на помощь и приходят
навыки актерского мастерства. Если сто раз сказать слово «халва», во рту слаще,
конечно, не станет, но дикция поправится. Зачастую трудно без искажений
транслировать на окружающих весь диапазон своих чувств и буйство фантазии. В
лесу элементарным образом плохо слышно, театр маргинального жеста не всегда
лучшая замена инаугурационной речи, быстрая смена обстановки на игре порождает
ступор в ситуациях, которые совершенно естественны для персонажа. Все эти
недочеты сглаживаются с опытом. Но процесс получения опыта можно пришпорить.
Занятия в «Школе игрока» способствуют именно этому. Их задачей не является
подготовка профессиональных актеров, ведь перед театром и игрой стоят совершенно
разные цели. На игре нет зрителей, и раздача попкорна временно прекращена.
Каждый себе и сцена, и актер, и зритель, и критик. И если уж «как зритель
талантлив я вполне» (а о критиках – что и говорить), стать чуть более хорошим
актером, пожалуй, не вредно.
Оттачивание навыков актерского
мастерства в игровых ситуациях, разумеется, лишь один из способов добиться
соответствия между богатым внутренним содержанием и выхлопом вовне. Зато такая
тренировка на кошках, несомненно, помогает сгладить противоречие между вживанием
и театральностью. Как следует научившись дышать и не задумываясь об этом, ежик
будет жить долго и счастливо.
P.S. «Говорят, что хорошие привычки лучше хороших
принципов. Возможно, хорошие манеры лучше хороших привычек. Родительские
поучения могут и не спасти от гибели вашу пуританскую совесть; но если вы
выпрямитесь на стуле, не касаясь спинки, и сорок раз повторите слова "призмы,
пилигримы", сатана отыдет от вас. И когда Нэнси прибегала к
ван-олстин-фишеровской интонации, ее охватывал гордый трепет noblesse
oblige» (О’Генри «Горящий светильник»)
Рекомендации
Комментарии (6)
Последние темы:
Школа Игрока: тренируемся на кошках |
Все темы
|