Оргия как ролевая игра
(о ролевых играх, сексе и так далее)
Эйрик Фатланд, Норвегия, Осло
Перевод: Михаил Русин,
Израиль, Иерусалим
1. Поговорим о сходстве ролевых игр и оргии. В обоих случаях внутри некоей
группы обычные нормы морали на время перестают работать. Во время оргии даже
сторонники моногамии могут заняться сексом с кем угодно. В ролевой игре
разрешено «убивать». Также в игре разрешено быть шовинистом-фашистом-сексистом и
прочее. И если оргия — это возможность свободного выражения запретных желаний,
то ролевая игра — это свободная зона для отвергнутых обществом идеалов, будь то
фашизм или анархизм, мистицизм или просто милая глупость.
LARP — это страна исполнения желаний.
2. Любую группу можно разделить на две категории людей (мы и они). Назовем их
«серьезные» и «несерьезные». Серьезные ролевики (к ним относятся многие
авангардисты, а также сторонники чистого фентези и исторические реконструкторы)
в течение всей игры не выходят из роли. Но, едва игра закончилось, они
сбрасывают маску. Между выдуманным миром и реальностью для них существует четкая
граница. Несерьезные ролевики постоянно входят-выходят из роли («Таймаут! Я снял
два хита! Игра пошла!»). У них нет четкой границы между их персонажами и тем,
какими они хотят быть в реальной жизни.
Подросток-сатанист Эдгар хочет играть черного мага Гримвика.
3. Важно разделять искусство и субкультуру. В ролевом сообществе персонаж —
это символ статуса, полученного от организаторов или достигнутого собственными
усилиями. В искусстве ролевых игр персонаж — это одновременно интересная задача
и возможность для самовыражения игрока. В игре от искусства существование
персонажа ограничено временем и пространством — игрой. В игре от субкультуры
персонаж смешивается со статусной социальной ролью, который игрок играет в
сообществе. Крайняя степень «несерьезности» — это SCA
с ее постоянными ролями и толкиенисты — непонятный коктейль персонажа и статуса
игрока.
Фраза, подслушанная на толкиенистской конференции в 1994-ом:
«Ваше Величество, не одолжите Ваш мобильник?»
4. Почему хоббисты бояться жестких РИ? Потому что для них то,
что происходит в игре, имеет куда большее статусное значение, чем для игроков от
искусства. Последние живут ролью в игре, но, едва игра закончилась, они
оставляют персонаж и все дерьмо, которое тому пришлось скушать.
5. Обе категории имеют сходство с поведением людей во время оргии. Серьезные
игроки играют на проникновение, забывая себя, а на следующее утро просыпаются
удовлетворенные. Несерьезные целуются и ласкаются, никогда не доходя до дела, а
на следующее утро они хотят еще, но не знают, как «этого самого» добиться. Таким
образом, они продолжают действовать серединка на половинку — социальный
эквивалент сексуальной неудовлетворенности.
Конечно, оргии случаются и внутри ролевых игр, но не будем об этом.
6. Когда-нибудь придет ужасный день, и мы поймем, что наши «истинные
личности» являются такими же масками, как и персонажи, которые мы берем
в играх.
7. А теперь поговорим о сходстве между ролевиками и футбольными фанатами.
Те и другие попадают в так называемые «зоны Диониса», где не действует логика
и мораль обычной жизни. Зоны Диониса штука опасная — тот, кто ведет тебя, может
направить тебя, куда ему угодно. В Турции я видел, как лидер
фан-клуба популярной турецкой команды приветствовал команду
фашистским приветствием. Кто его знает, как сторонник ненавистного фашизма стал
лидером популярного фан-клуба… Три месяца спустя фашисты были в
правительстве.
Берегитесь мастера.
8. Естественно, серьезные игроки больше подвержены влиянию игры. Для
несерьезных игры не меняются — движется субкультура. А внутренний мир серьезного
игрока может перевернуть какое-то одно игровое событие. Ему не надо
притворятся, что игра аполитична или лишена идеологии. Игроки — это дети,
играющие в песочнице, спроектированной автором игры. Этот дизайн оказывает
влияние и на игру, и на те мысли, которые она вызывает.
9. Забудьте о серьезных и несерьезных игроках. Это просто стереотипы, два
полюса, между которыми живут настоящие ролевики, каждый из которых уникален. И
ни в коем случае нельзя навешивать подобные ярлыки на какую-то игру
или на группу игроков. Играть и вживаться — это действие, а не принадлежность к
партии. Вредно делить игроков на «обычных» и «элиту» — такое деление лишает
«элиту» права на то, чтобы получать удовольствие от игры без последствий, и
указывает на незначительность остальных.
10. Революция приближается. Пора выбирать сторону. У серьезных людей и секс
лучше.