03.03.2008
"Чем будет наполнена Ваша игра?" Что
делает игру настоящей, а персонажей живыми? Я думаю, что это прежде всего
не сюжет, не эмоции, а смыслы.
Человек приезжает на игру. Он даже всё
прочёл, проникся и подготовился, но он составил для себя свою идеальную картину,
а на полигоне этой картины не видит. Почему же её нет? Картина в любом случае
будет не идеальная. Мало того, каждый приезжает со своей картиной, и если не
будет общих точек, ничего хорошего не получится. Мастера и стараются задать эти
общие точки, чтобы картины совпадали в главных моментах (в деталях они в норме
должны различаться). Для меня - именно это имеют в виду мастера, говоря о
"загрузе" на игру.
По идее, игрок-персонаж должен не только "осознавать",
но чтобы осознание побуждало к действию. Чтобы не МАСТЕРА задавали бы игроку
действия, вот как квесты, иначе он сам начинать ничего не будет, а привыкнет
ждать "направляющего пинка", неважно, от мастера или других игроков, и что это и
есть игра. Либо его действия будут наипростейшими, по пути кратчайшему и
наименьшего сопротивления, и при этом для самого игрока-персонажа не будут иметь
никакой ценности.
А персонаж должен представлять собой нечто самоценное,
быть интересен сам для себя, а не только в связке с другими. Игрок должен уметь
быть персонажем, оставаясь один (мой тезис 15-летней давности!), ведь от этого
жизнь не прекращается. "Мушкетёр тоже может валяться на траве, но это должен
быть мушкетёр, а не Вася Пупкин с ковырялом".
А это бывает - КОГДА?
Когда у человека есть - ЧТО? У одного есть, а у другого нет - и он того же не
может!
На первый взгляд кажется, что всё дело в целях. Ну да, у человека
должна быть цель, а лучше не одна. И когда он её достигает, перед ним могут
открываться большИе дали и ещё бОльшие цели. Но это только на
поверхности.
Представим себе: человек поднимается в горы, ближайшая цель
- перевалить через хребет. Снизу он даже и не видит толком, что там, выше и
дальше, ему открыт лишь кусок ближайшего склона, кажущийся довольно большой
горой. Но путник знает, что это ещё не гора, а малый взгорбок, и куда нужно
идти, чтобы увидеть сам хребет. Хорошим тоном считается знать хотя бы в общих
чертах, как там дальше выглядит рельеф и возможные маршруты. И когда путник
одолевает этот взгорбок, перед ним распахивается гораздо более обширный вид, и
можно по нему наметить маршрут. И чем выше человек поднимается, тем шире
открываются виды и возможности. Но цель сама собой не появляется, а масштаб её
зависит от того, что у человека есть над целью. Это делает возможным поставить
именно такую цель, побуждает её поставить и даёт силы этой цели
следовать.
В примере с горами, в-третьих
(именно в таком порядке), чтобы перевалить через хребет, должен быть сам хребет,
чтобы у человека был этот смысл - ЧТО преодолевать. А не то: "На палубу
вышел, а палубы нет - в глазах у него
помутилось..."
Во-вторых, у него должно
быть то, ЗАЧЕМ он взялся это преодолевать - что там за хребтом, зачем он туда
стремится, или собственно то, что там, и не важно, а он спортсмен и его
суперцель именно переваливать через хребты?
И наконец,
во-первых: всё предыдущее налагают сами горы, человек
уже там и ему теперь только идти. Даже если сходить с маршрута, отказываться и
идти назад, это всё равно по горам. Но что подсказало ему, сподвигло оторвать
зад от тёплого дивана и сунуть его в горы, на преодоление хребтов? Там ведь
холодно, скалы, пурга и медведи!
Это - ПРОСТРАНСТВО
СМЫСЛОВ, в котором человек живёт. А не система ценностей, которая - те
лишь смыслы, которые для человека наиболее важны, пространство смыслов гораздо
шире. Жизнь персонажа, да и вообще человека, есть то, в пространстве
каких смыслов он существует.
Чем отличается воин от солдата и
тем более "файтера"? Теми смыслами, которыми наполнена и окрашена их
деятельность. Все они воюют и сражаются, но у каждого в это вкладывается свой
особый смысл, разной окраски и масштаба. К примеру: когда он дерётся только
потому, что есть умение и оружие (и за ЭТИМ он приехал на игру!) - это "файтер",
когда он при этом служит кому-то и за что-то, и это его ограничивает - это уже
более солдат, а когда он встал с оружием на защиту родного дома - это уже воин.
А что делать мастеру, которому воины нужны, а файтеры нет?
Получается,
что задача мастера - дать пространство смыслов, то, что игрок будет
интерпретировать, чем он будет жить. Это обеспечивает и феномен
сотворчества, со-творения. Серьёзная задача!
Но это только "необходимое условие", а есть и
"достаточное". Надо как-то понять и проверить, что игрок действительно всё это
прочёл и осмыслил. Но это уже другая тема.
Обсуждение - в ЖЖ у автора
Рекомендации
Комментарии (0)
|