11.02.2008
Сразу предупреждаю - текст не про РИ. Но - рекомендую его к прочтению
каждому мастеру большой или не очень игры.
Miu Mau (Яна Франк). Зачем человеку большие проекты.
Еще одна история, рассказанная мне Абдуллой. В этот раз он хотел объяснить
мне, что заниматься мелочами всю жизнь, будь то рисунок, сделанный за вечер, или
поделка за час, нельзя. Любому нужны большие проекты — тяжелые, долговременные,
требующие много сил и мужества. Почему?
На пути развития человек проходит через особые состояния духа и преодолевает
духовные ступени. Особыми состояниями духа суфии называют все то, что овладевает
сердцем ищущего, когда он не имеет намере- ний, то есть под влиянием чистой
любви, происходящей из наивысшей истины. Выражаясь проще, это состояния, в
которые человек погружается под воздействием сильных чувств, возникающих от
тоски или в моменты просветления. Как и чувства, вызывающие их, особые состояния
духа появляются и исчезают молниеносно либо медленно подкрадываются и отступают,
но всегда имеют временный характер. Эйфория, счастье, грусть, бессилие, гнев,
азарт — эти эмоции вдохновляют на великие дела и порождают желание творить, но
их появление воле не подвластно, они приходят, изменяются и уходят, и человек
рано или поздно от них устает. Особые состояния духа — не что иное, как зеркала
мимолетных настроений. Продолжительность их существования определяется
непостижимой божественной силой. Творческий человек переживает взлеты и падения
много раз в день, но то, что ему удается сделать, паря на крыльях вдохновения, —
подарок, который можно принять, но нельзя заслужить. Подобные бессмысленные дары
украшают жизнь, иногда приносят материальную пользу, успех и признание, но не
являются вкладом в духовное развитие мистика и не делают его по-настоящему
счастливыми свободным.
Духовные ступени — это стадии развития. Их проходят с помощью определенных
ритуалов, медитации и упражнений или самым простым путем — преодолевая
трудности. Достигнув следующей ступени собственными усилиями, человек
приобретает нечто постоянное, остающееся навсегда, в отличие от подарков —
эфемерных состояний, приходящих и уходящих, когда им вздумается.
Абдулла любил повторять, что состояния духа есть постоянные ритмичные
изменения, а ступени имеют стабильность и связывают людей с серединой.
Основное занятие человека будет развивать его дух, если он регулярно занят
работой, требующей преодоления больших трудностей. Найти подобный проект не так
просто, в особенности большому мастеру своего дела, опытному профессионалу,
хорошо владеющему своим ремеслом. Любой прилежный ученик когда-нибудь достигает
такого умения, что никакие задачи, связанные с его родом деятельности, не
представляются ему особо сложными. Единственное, к чему не может привыкнуть
никто, это проекты необычной величины и масштабности. Если работы столько, что
ее физически невозможно проделать за короткий срок, появляется необходимость
продолжать ее, даже когда вдохновение пропало, а рабочее настроение, заставившее
автора приступить к делу, улетучилось. Трудиться приходится в любом состоянии,
несмотря на усталость; риск испортить все, потеряв бдительность и сделав одно
неверное движение, растет с каждым часом, днем и месяцем. Погрузившись в море
мелочей, автор задается вопросом, не погорячился ли он, взявшись за дело столь
кропотливое, начинает искать способы упростить задачу и борется с желанием
схалтурить, а то и вовсе бросить незавершенный труд.
Другая сложность масштабных проектов состоит в большой ответственности за
каждый совершаемый шаг. Любая работа содержит некоторый сюрприз, но
неожиданности, встречающие нас в конце пути, к приятным относятся вовсе не
всегда. Опытный человек не сильно расстроится, узнав, что трудился впустую два
часа из-за неверных раcчетов или потому, что план его провалился. Переделывать
работу когда-либо приходилось каждому профессионалу. Хуже, если потраченным зря
оказывается целый день или даже несколько, и совсем тяжело примириться с потерей
одного или многих месяцев. А если речь идет о годах? Чем крупнее задача и чем
дольше человек ею занят, тем страшнее «запороть» ее. К тому же гигантские
проекты чаще всего связаны с огромными тратами: на большие вещи уходит больше
материалов, и многие не хотят рисковать результатом, сэкономив на качестве.
Поэтому непреодолимое желание создать что-то крупномасштабное часто
сопровождается страхом испортить все.
Можно пытаться планировать предстоящую работу, прикидывать сроки и расходы,
делать эскизы и миниатюрные, упрощенные модели того, что должно получиться в
конце. Но и этот труд утомителен и успеха не гарантирует. Незаменимое и главное
в таком проекте — это сила, позволяющая сохранять внутреннее равновесие в
одинаковой степени в начале, середине и конце пути.
Ученик, работающий над своим духом, не обязан знать, как называется то, чем
он занят, — жизнь заставит его совершить усилия в правильном направлении, если
ему в самом деле хочется довести начатое до конца, невзирая на перемены
настроений, усталость и страх. Не достигнув определенной цельности, он не сможет
охватить, спланировать и продумать нечто, представляющееся ему необъятным,
распределить свои силы и пережить триумф победы.
Каждая по-настоящему трудная и успешно завершенная работа возводит человека
на еще одну духовную ступень, и этого достижения у него не отнять.
http://www.miu-mau.org/74.html
Рекомендации
Комментарии (0)
|