Гризабелла
| 01.12.2005
В последнее время при подготовке к очередной игре мне
неизменно вспоминается рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Героиня рассказа
однажды опрометчиво приобрела обычный дамский воротничок… и пропала. Сначала
воротник потребовал новую блузку, затем старая юбка оказалась ему нехороша, ну а
после дело дошло до полосатого дивана, «от которого тошнило и ее, и честного
мужа, и старую вороватую кухарку, но которого уже несколько дней настойчиво
требовал воротничок». Затем и вовсе начался хоррор. Ролевики могли бы рассказать
много интересного на эту тему.
Когда-то для участия в ролевой игре было достаточно
гуманизированной изолентой клюшки. Причем доподлинно известно, что «на хороший
меч должно уходить не меньше тридцати метров изоленты». В комплекте с таким
оружием шел плащ-занавеска и хайратник, а ниже пояса ролевика тех лет вполне
могли прикрывать «только пижамные штаны и мозоли», то есть джинсы. Великие вехи забываются, и теперь некоторые
даже думают, что занавеска – это безвинно погибшая мамина штора. Отнюдь – из
портьерной ткани действительно выходит неплохой антураж, а «персона нон грата»
современных игр была ничем иным, как парой метров подкладочной ткани, собранной
у горла на тесемочку.
Шли годы. Даже самый ленивый ролевик за
несколько игровых сезонов был вынужден пополнить парк своих игровых костюмов –
тематика-то разная. Народ даже начал поглядывать косо на сарацинских танцовщиц и
скандинавских наемников, особенно если встречал их на игре по Франции 17 века.
Сферический ролевик в вакууме вздохнул и взялся за иголку –
или за кошелек. К слову сказать, собственноручно сшитый костюм все же ценился
больше: мы же не зовем актеров больших и малых театров делать за нас отыгрыш, а
костюм – такая же часть персонажа, как язык, история, окружение. Жить захочешь –
не так раскорячишься. В результате виртуозного жонглирования отдельными
предметами одежды разных веков возникали удивительные гибриды, которые, тем не
менее, отлично выполняли свою функцию: отличать ролевика от грибника, принца от
нищего, а в конце концов – просто доставлять удовольствие владельцу.
И тут реконструкторы, которые совсем
было отпочковались и всячески старались отмежеваться от бедных родственников,
начали трясти стариной не только на фестивалях, но и на играх. Волей-неволей,
они стали задавать тон на исторических проектах – и общественности понравилось!
В конце концов, ролевики в массе своей – существа с тонкой душевной
организацией, не чуждые чувству прекрасного. А хорошо сшитый костюм, сделанный
собственноручно человеком неравнодушным (реконструктор конца 90-х, редкий,
вымирающий подвид), несомненно, радует глаз. Да и как-то показалось, что если уж
впрягать в одну повозку коня и трепетную лань, проще нарастить мускулы лани,
нежели заставить коня умерить свой пыл.
В правилах игры стал появляться
масштабный раздел «Антураж» или «О костюме». Мастера не жалели сил, привлекая
авторитетные источники и даже создавая краткие пособия для обладателей
альтернативно дислоцированных конечностей. И как-то незаметно этот раздел начал
пожирать остальные. Концепция – по сути, душа игры, Идея – сократилась до пары
абзацев, а то и вовсе заменилась рекламным текстом. Картина мира переместилась в
раздел со ссылками, тропа к которому заросла, даже не успев родиться. Зачастую
после ознакомления с сайтом нельзя было понять, а во что, собственно, играем.
Зато подробно разжевывалось, что надеваем.
И «рядовой товарищ оказывался неверно
сориентирован». И действительно – как на большой игре проверишь, что игрок
действительно поработал над персонажем, изучил историю мира, хотя бы посмотрел
список литературы? Зато неподобающий костюм виден сразу. И сразу становится
объектом для оттачивания остроумия – разумеется, со всей игровой мотивацией. Мы
– матерые игроки, мы собаку съели на антуражных фразах и социальных
взаимоотношениях. Только выходит эта собака зачастую как-то некрасиво – будто
костюм одевается не для себя, а для того дяди.
Необязательное, но приятное украшение
игры стало подминать ее под себя. Будучи поводом для соцсоревнований и насмешек,
антураж превратил полигон в подиум для «выгуливания» костюмов. Теперь уже не
«занавеска» и белые кроссовки, а «вывезти» один и тот же костюм на два сезона
становится дурным тоном. Не беда, что историчный шлейф собирает все шишки в
округе, а порвет его ваш же кавалер, наступив подбитым гвоздиками ботфортом.
Забудем, что Подмосковье в конце июля – не Норвегия, и в трех слоях льна и
шерсти можно отыграть только «инда взопрели озимые». По колено в грязи – именно
так передвигались утонченные дамы Ренессанса… (ну, допустим, именно так, но
замнем для ясности ;)
Дальше – больше (помните про
воротничок?) В роскошном коронационном одеянии как-то некомильфо стало сидеть на
пенке или бревнышке. На полигон, вслед за гардеробом, поехала мебель:
туристические стульчики, шезлонги, пуфы. Добрые старые КЛМН заменились едва ли
не фамильным серебром. И в самом деле – что делать в лесу без фарфорового
сервиза и хрустальных ваз? Остается надеяться, что асфальтовый каток все-таки до
снегов не дотянет, а то будет у нас еще и асфальтовый каток.
Дабы не смущать роскошью простолюдинов,
знать принялась отгораживаться и бросать тень. Десятки лет мастеров вполне
устраивали в качестве стен «волчатник» или веревка, а теперь они вдруг заявили,
что терпеть этого не могут. Никто и не подумает, упихивая в рюкзак пятьдесят
метров подкладочной ткани для обтяжки, купленной оптом на Ботаническом саду –
остановись, пан, доконд пан иде? Разве что вздохнет – маловат оказался
110-литровый рюкзак, надо бы новый…
Я поняла, что надо что-то менять в
консерватории, когда на полигон мы вдвоем привезли три рюкзака и спортивную
сумку. Разумеется, не на своем горбу – следующим актом марлезонского балета стал
транспорт. Издавна он служил средством перемещения не ролевиков, а рюкзаков, но
чаще всего был случаен: попутки, добрые самаритяне. Теперь случайность стала
закономерностью: фирмы по аренде газелей уже не удивишь центнерами скарба,
мигрирующего в леса.
А без газели никак! Ковры, канделябры,
патефоны, кресла-качалки, кальян и триста двадцать пять скляночек для
алхимической лаборатории. И ведь не будешь из японского фарфора вкушать
недокашу-пересуп! Осталось еще немного места у заднего борта: как раз влезет
пара ящиков шампанского, баранья туша, птичье молоко, соловьиные языки и
верблюжьи пятки.
Что еще нужно для игры? А где,
собственно, игра? Да и зачем? Званый ужин, чаепитие, фуршет, пикник, застолье,
искупаться (жарища-то какая, хоть сюрко выжимай!), если найдет стих -
потанцевать. Времена, когда игра – это не спать и не есть, давно прошли. «Война
– войной, а обед – по расписанию». Спать, есть, раскланиваться в костюмах – что
еще надо для счастья? А там, глядишь, и домой пора. Отлично съездили! На
следующие выходные – опять? А что за игра? Да какая разница…
Я
вовсе не призываю приезжать в рубище и питаться подножным кормом. Слов нет –
игры стали приятнее. Приезжая и устраиваясь с комфортом, ты гарантированно
получишь свою порцию удовольствия. От этого самого комфорта. Но вот только – а
стоило ли выезжать? Бросив все силы на подготовку и доставку антуража, вдруг
обнаруживаешь, что работаешь вполсилы и живешь вполноги. Мне кажется, мы
занялись обогащением сферы физических удовольствий за счет сферы духовных.
Природа стоит на защите равновесия, и если в одном месте прибудет, в другом
неизбежно должно убыть. Время подготовки к игре растягиваться не умеет. Рано или
поздно приходится решать: или подготовка костюма – материальной оболочки игрока,
или персонажа – его психологического одеяния. Цезарей просим не беспокоиться! Помните о
сферическом ролевике и окружающем его равнодушном вакууме.
В последнее время замечается интересное
явление. В эмоциональном плане игры, которые раньше оценивались погранично: либо
на двойку, либо на пятерку – стали уверенными середнячками. Снизились негативные
ощущения – проблема допроса под проливным дождем в течении трех часов легко
решается натягиванием парашюта - но и позитивные стали бледнее. За них ничем не
заплачено, так откуда ж им взяться? Костюм – по сути, красивая тряпка – не
подарит тебе катарсиса, не к ночи будь помянут. Разве что если его порвут, как
тузик грелку – вот уж тут будет эмоций! Эстетическое удовольствие, конечно, тоже
удовольствие. Но уж если забрался в этакую даль на прокорм комарам, полОжил год
жизни на подготовку, не жалко ли разминаться слабым бульоном? Куда как лучше был
бы с пылу, с жару отменный кусок жареного мяса! С кровью и потом. Нет, это я о
чем-то другом.
Не говоря уже о том, что в итоге гора
родила мышь. Антураж – средство для погружения
в мир - предоставляет возможность отказаться от моделирования, заменив его
реальными предметами. Но совершенно уйти от модели невозможно! Пока –
невозможно. Все равно остаются палатки, и костер (ну ладно – горелка ;), и
тронная зала среди дубов, и горы в виде речки Переплюевки… Чем меньше
отмоделированного, тем сильнее режет глаз то, что все-таки приходится
воображать. В конце концов, когда у тебя король в джинсах, не так важно, что
через Ла-Манш можно шапку перекинуть, а во всей Франции населения – три с
половиной крестьянина и двадцать рыл (личиков) королевских фрейлин.
Я не случайно сказала, что это
невозможно только пока. Со временем, наверное, станет реальностью и аренда
замков, и статисты-простолюдины по первому щелчку пальцев, и двухмесячный
переход армий через всю Европу за честью и славой. Кстати о Европах – там
подобное вроде бы давно практикуется. Россия, правда, своей особенною статью
пошла своим путем, но может, конечно, и свернуть. И все равно придется
когда-нибудь остановиться. Ведь убивать по-жизни, я надеюсь, мы все-таки не
будем?
Или?
Ну ладно, ладно. Это мы так мощно
передернули, что почти оторвали. Мораль сей басни выходит такова: в этой гонке
вооружений мы запросто могли обронить что-то ценное - возможно, это стоит
подобрать. Хороший костюм – штука хорошая, если он делается для себя и в
радость. Но не дело, когда вещи начинают выживать тебя из дома.
(закрепляет последний бантик и с
видимым удовольствием поглаживает тяжелую бархатистую ткань, тускло
поблескивающую золотом)
А шовчик-то надо было поровнее класть!
:)
Гризабелла
Рекомендации
Комментарии (70)
Последние темы:
репортаж 2 pandorium.net | репортаж 2 pandorium.net | «Воротничковая» жизнь нового ролевика или О вреде антуража. | Итоги пятилетки :) |
Все темы
|