Смольнякова Екатерина Сергеевна
| 24.11.2005
Давно прошли те времена, когда
историческим танцем гордо называлось исполнение чего-то тематического в отличном
от повседневного одеянии в рамках мероприятия типа «общее собрание». Сейчас мы
шьем серьезные костюмы, работаем с первоисточниками, предъявляем определенные
требование к качеству музыкального сопровождения, - и при всем этом забываем,
что по-настоящему воссоздать танец не может то, что находится ВНЕ исполнителя –
ни костюм, ни музыка, ни богатые аксессуары, ни формальное соблюдение правил
этикета, ни даже абсолютная точность исполнения.
В первую очередь,
каждый исполнитель исторического танца обязательным образом должен следить за
соответствием своей пластики и своего внутреннего ощущения тому, как выглядел бы
и как ощущал бы себя человек соответствующей эпохи.
Разумеется, для
того, чтобы по-настоящему почувствовать себя человеком другой культуры, нужно
много знать, много читать и постоянно стремиться к улучшению своих навыков, не
останавливаясь на достигнутом. Не все готовы, да и не у всех есть потребность
прилагать столько усилий, но красиво танцевать и красиво выглядеть при этом
хотели бы, наверное, все, кто занимается танцами.
Приведенные в этой статье советы
призваны помочь исправить возможные недочеты и улучшить технику исполнения,
навыки поведения на балах и танцевальных вечерах и расставить некоторые важные
акценты.
Все мы помним из учебников, что эпоха Ренессанса знаменуется
возрождением интереса к человеческому телу, к человеческой личности, к
индивидуальности как таковой, практически потерявшей свое значение за многие
десятилетия средневековья. Предположительно не осталось без внимание и искусство
танца, который из массового, культового, имеющего значение как некое сакральное
или знаковое действие постепенно стал искусством, демонстрирующим возможности и
преимущества отдельных людей, личностей, и закрепился как таковой в качестве
танца придворного. Возможность выразить свое Я через танец, утвердиться – для
человека того времени возможность очень ценная, и ее ни в коем случае нельзя
было упускать, скрываясь за колонной или прячась за шлейфом дамы. Так что
исполнитель любого из придворных танцев должен сознавать и демонстрировать свою
значимость как леди N или кавалера M, а не стараться затеряться в толпе.
Вспомним, что самые доступные
способы донести свое внутреннее ощущение до стороннего наблюдателя – это
пластика тела и выражение лица.
В первую очередь, извините за
банальность, следует следить за спиной, развернутой грудной клеткой,
разведенными плечами, поднятым подбородком. Плохая осанка, опущенная голова,
даже если вы в ослепительно дорогом костюме и на всех смотрите «сверху вниз»,
говорит наблюдателю, что вы стремитесь занять как можно меньше места, стать
менее заметным, в то время как ваша цель ровно обратная – максимальная
заметность, максимально объемное личное пространство. Если у вас нет специальных
навыков и образования, помнить о своей осанке и держать спину следует в течение
всего мероприятия, а не только между танцами или во время открывающего
полонеза.
Несмотря на то, что это напрямую
противоречит канонам этикета 15-16 веков, я советую и кавалерам, и дамам ни при
каких условиях не смотреть в пол. В то время, когда ваши глаза не заняты
молчаливым диалогом с глазами партнера, смотрите куда угодно – рассматривайте
убранство зала, ловите взгляды других танцоров, незаметно координируйте
траекторию движения, но только не смотрите на ноги впереди идущих. Пара, которая
жадно изучает паркет перед собой в течение всего танца, производит самое
гнетущее впечатление, не говоря уже о том, что за глазами к полу "клонится"
голова, а за ней и спина.
Руки, о которых в конспектах
танцев, как правило, ничего не сказано – тоже вовсе не бесполезные дополнения к
телу для одевания на них рукавов. В течение бала руки помогут вам "захватить"
максимальный объем пространства (разумеется, при этом не следует доставлять
неудобство находящимся поблизости), обратить на себя внимание. Как костюм без
аксессуаров производит впечатление незаконченности, так и танец "только ногами"
являет собой незавершенную картину. Выпрямив спину, отведите руки слегка в
стороны и вперед (дамы – представьте, что руки у вас лежат на широком
кринолине), локти отведите от тела (и обязательно следите за ними, если не
хотите напоминать своим видом ощипанного цыпленка!); пальцы должны быть
напряжены и представлять собой продолжение руки, но сильно их не растопыривайте.
Во время танца руками можно "помогать", мягкими, лаконичными и ненавязчивыми
жестами подчеркивая свои движения. После окончания танца не следует тут же
"ронять" руки (которые, к слову, с непривычки очень сильно устают) – даже если
вы просто беседуете с кем-то в стороне, руки не должны висеть безвольно –
помните о своей задаче, о том, что собеседник должен быть впечатлен вашей
значимостью! Представьте себе, что вашей целью на данном балу является выгодная
женитьба (вполне реальная ситуация), и вы беседуете с отцом или матерью
избранницы.
Кстати, о женитьбе. В течение долгого времени чуть ли не
единственной официально разрешенной возможностью непосредственного контакта
между знатными юношей и девушкой был именно танец. Ни о каких объятиях и речи не
шло (танец, в ходе которого кавалер держал даму за талию – вольта – и в 16 веке
считался верхом неприличия), едва заметное касание руками и брошенный мельком
взгляд – вот все, что было бы вам доступно, если бы вы не хотели прослыть дурно
и излишне вольно воспитанными. А теперь представьте себе, что человек, с которым
вы, наконец, танцуете, снился вам последние два месяца, и что за три минуты
танца вы должны все рассказать ему и все узнать о нем – и это без помощи слов,
только взгляд и руки. Больше шанса у вас не будет – по крайней мере, на этом
балу. А если танец, к тому же, называется "Верность любви"? Каким должен быт
эмоциональный контакт между танцующими, какой должна быть "информационная"
насыщенность танца! И это вместо выражения лица "Боже мой, я забыл следующую
часть" или "А куда мне идти теперь??", панического взгляда в пол и периодических
вскидываний головы для определения хотя бы приблизительного местонахождения
партнера.
Даже если вы не хотите
вживаться в какой-то романтический образ, всегда старайтесь найти тему для
"танцевальной беседы" с партнером. Но если вы вообще ничего не хотите вспоминать
и основной тревожащей вас мыслью является вопрос о том, выключили ли вы утюг,
ваш партнер ни в коем случае не должен об этом догадаться! Озабоченное выражение
лица, взгляд в сторону, насупленные брови и мысленный отсчет шестнадцати пиве,
читающийся на лбу, исключены и находятся вне закона, если вы только не хотите
обидеть или всерьез задеть чувства того, с кем танцуете. При том, что, напомню в
очередной раз, ваша цель – всех очаровать, обворожить, заставить себя ценить,
уважать и мечтать о танце с вами.
Ваш выбор: - максимум
внимания партнеру. Взгляд в глаза, разворот корпуса, готовность поддержать
инициативу в разговоре, даже если этот разговор – мимический; - улыбка,
всегда – улыбка. Торжествующая, горделивая, восхищенная, подобострастная,
интригующая, кокетливая – любая, никакие драгоценности не украсят вас так, как
самая обычная улыбка; - внимание не только тому человеку, с которым вы начали
танец (особенно если танец на несколько пар), но и всем, на кого вы можете
обратить внимание. За короткий период (2-5 минут) вы должны попасться на глаза
максимальному количеству людей.
Не стоит пугаться, если, паче чаяния, вы
забыли какое-то па или последовательность шагов. Не суетитесь и не паникуйте
лицом, не оглядывайтесь судорожно кругом, пытаясь поймать ускользнувший момент,
не стойте столбом и уж конечно не бросайте партнера посередь залы со словами:
"Ой, у меня ничего не получается, я не буду танцевать". Ни осанка, ни положение
рук, ни чувство собственного достоинства не должны вас покинуть. Улыбнитесь
партнеру, преподнеся произошедшее как досадную, но и забавную случайность, и не
останавливайтесь. Если сразу вспомнить дальнейшее у вас не получается, не стоит
абы как повторять шаги других танцоров – лучше сосредоточьтесь на том, чтобы
поймать в музыке тот момент, начиная с которого вы сможете сориентироваться.
Если ваша пара или колонна при этом куда-то движется – двигайтесь вместе со
всеми, но на простых шагах. В лучшем случае вашу ошибку заметит ваш партнер и,
может, еще два-три человека, - в то время как вытаращенные глаза, судорожные
оглядывания и паническая мимика, уверяю вас, видны очень издалека.
Следование перечисленным советам поможет вам предстать в выгодном свете
и зарекомендовать себя хорошим танцором, даже если запутались ровно во всех
танцах, а в некоторых и по нескольку раз. И, наоборот, никакое доскональное
знание танца не спасет вас, если сгорбленная спина и висящие плетьми руки будут
дополняться насупленным выражением лица и неотрывным слежением за ногами впереди
идущего.
Рекомендации
Комментарии (0)
|