20.11.2005
В игровой настольной
системе GURPS есть
такое понятие – технический уровень – общее описание достижений в технике
применительно к текущему времени. Технические уровни GURPS
исчисляются от 0 до 16, и содержат весь технологический прогресс
человеческой цивилизации.
0: Каменный век: огонь, рычаг, язык. |
1: Бронзовый век (Афины): колесо, письменность, сельское
хозяйство. |
2: Железный век (Рим): Арка из замкового
камня. |
3: Средние века (до-1450): стальное оружие,
ноль. |
4: Ренессанс/Колониальное время (1450-1700): порох, печатный
пресс. |
5: Индустриальная революция (1701-1900): массовое производство,
паровой двигатель, телеграф |
6: Первая-Вторая Мировые Войны (1901-1950): машины, самолеты,
радио |
7: Современность (1951-2000): ядерная энергия, компьютеры, лазеры,
ракеты. |
8: Космический век (2001-2050?): субсветовые космические корабли,
термоядерная энергия, имплантанты. |
9: Звездный век: сверхсветовые корабли, разумные компьютеры,
искуственное продление жизни. |
10: Антиматерия, искуственная гравитация, медленное СС
радио. |
11: Силовые экраны, притягивающие лучи, быстрое СС
радио. |
12: Антигравитация, компенсаторы гравитации, персональные силовые
экраны. |
13: Строительство миров,
терраформирование. |
14: Создание миров, кольцевые миры и
т.д. |
15: Передача Материи, космическая
энергия. |
16: абсолют… |
Если ориентироваться
по этой таблице, чётко видна разница между техногенными и средневеково-античными
мирами. Принятая точка разграничения – 1900 год.
Итак, техногенные
игры – это игры по «современности», недалёкому прошлому и всему обозримому
будущему.
Непременный атрибут
«техногенной» игры, – собственно, её техногенность. Начнём с этого.
Типично
«техногенное» оружие (если такие игры предусматривают боевые столкновения). Это
различные образцы т. н. «современного» вооружения (начиная где-то с начала 50-х
г.г. XX века) –
автоматы, пистолеты-пулемёты, десантные ножи, полицейские тонфы; и
футуристические лазеры, мазеры, дезинтеграторы, гиперболоиды. Типично
«техногенные» приборы. Счётчики Гейгера, различные «сигналки», генераторы
силовых полей, детекторы ядов, осциллографы. Типично «техногенный» hi-tech. Компьютеры, кибердеки,
имплантанты, боевые протезы, модуляторы виртуальной реальности. Типично
«техногенная» машинерия и техника. Звездолёты, бронетранспортёры, глайдеры,
масс-переместители, шагатели, унифицированные катапульты. Типично «техногенное»
общество. Панки, нарки, хиппи, народные депутаты, радикалы-анархисты. Типично
«техногенный» справедливый строй. Демократия, диктатура, анархия, ну, может
быть, республика.
И – внимание!!! –
научно-фантастический сюжет. Всё это составляющие техногенной ролевой
игры.
Огромное
разнообразие игровых миров и ситуаций техногенных игр в конечном итоге сходится
в несколько поджанров.
Постапокалиптика. Как ясно из названия
– игра в мир после ядерной войны. (В литературе см., например, С. Лукьяненко «Атомный сон», К. Булычёв
«Последняя война», Е. и Л. Лукины «Сталь разящая».) Никто не выиграл; все
проиграли. Где-то остались подземные бункеры, где-то какая-то техника, но может
не быть даже этого. Орды мутантов, безумные религии; и боги – те, кто остался в
бункерах, – «старые люди».
Cyberpunk. Сверхтехнологичное
общество; высокие технологии, виртуальная реальность. (См. книги У. Гибсона «Нейромант», Б. Стерлинга
«Схизматрица», М. Суэнвика «Вакуумные цветы».) Противостояние глобальных
мега-корпораций, прогрессивные научные исследования. В этом мире жизнь человека
по-прежнему не стоит ничего.
Military. Чаще всего в этом жанре
выступает моделирование боевых действий на местности. «Зарница» с огневым
контактом. (Книжек читать не надо.) Партизанская война: подразделение против
подразделения, приказ против приказа, вера против веры, жизнь против смерти.
Диверсионная война и столкновение лоб в лоб.
Космическая «техногенка». Ведь все мы
давно вышли в космос (недавно), все живём в братском галактическом сообществе
(не братском). (По этому поводу см. любую космооперу. Например С. Лукьяненко «Лорд с планеты Земля».) В
этом поджанре может оказаться и сюжет о потерпевшем аварию на другой планете
космическом корабле землян (К. Булычёв
«Посёлок»); и масштабное противостояние непримиримых цивилизаций – «бей
жукоглазых!» (Р. Хайнлайн, «Звёздный
десант»).
Технофэнтези/техномагия. (Пограничный
жанр.) Или магия и техника мирно сосуществуют в одном мире (вселенной). Или одно
из этих начал является источником для другого. (См. Н. Перумов «Враг неведом», В. Васильев
«Техник (ведьмак) Большого Киева», Н. Полотта «Бюро-13».) Противостояние:
fireball против ПЗРК, и magic missile
против РПК.
«Социальная» «техногенка». Это не
совсем и «техногенка»; мир, похожий на современность. Или ближайшее прошлое. Или
ближайшее будущее. Или – наше сейчас. Отличительный признак этого жанра –
отсутствие напрочь почти всех вышеперечисленных атрибутов «техногенной» игры,
сверхнавороченного оружия. Но, не смотря ни на что, это всё же
«техногенка».
«Техногенная фантазия». Смешение всех
этих жанров. Возможно всё.
В принципе, от
«техногенной фантазии» мы переходим к виртуальной реальности. Там тоже
возможно всё. Единственное различие – всё «не по-настоящему». (См. С. Лукьяненко «Лабиринт отражений», Ф. Дик
«Из глубин памяти».) Причём это «не по-настоящему» может происходить как с
кем-то в ВР, так и в результате чьих-то галлюцинаций. Это рядом.
Техногенные игры
отличаются оправданным разнообразием полигонов. Во-первых, это стандартный
лесной полигон (теперь будем называть это «пересечённой местностью»). Во-вторых,
это городские полигоны: разрушенные и недостроенные промышленные объекты.
В-третьих, это может быть и сам город – улицы, дома, магазины, библиотеки,
университет… Или определённая часть города. В-четвёртых, полигон может
ограничиваться одной комнатой. Для игры типа «кабинет министров» этого вполне
достаточно. В-пятых… В-пятых, полигона может и не быть. Совсем. Потому что игра
идёт по сети в on-line на специальном форуме
(или в виде почтовой рассылки; или и то и другое сразу). В этом случае игровой
процесс построен на репликах игроков, описаниях их действий, комментариях
мастеров. Выбор полигона сильно зависит от игры. Но в любом случае уровень
визуализации больше, чем в средневеково-фэнтезийных играх. Потому что трудно поверить, что вот этот
чел, завёрнутый в бархатную занавеску, – король, и
сидит он не на пеньке в лесу, а на золотом троне в замке.
«Техногенная игра», это когда чувствуешь,
что ненадолго ты попал в будущее. Ведь в жизни тебе не стать капитаном
межзвёздной армады или киборгом-терминатором (надеюсь =)...). Ведь признайся, что тебе давно
хотелось закрыть глаза и увидеть будущее. И только от тебя зависит, каким будет
это будущее.
Ты уже ничего не
боишься. Теперь ты хакер, и тебя никогда не поймают. Теперь ты сенатор, и скоро
мир станет чуточку справедливее. Теперь ты солдат; а тебя – никогда – не
убьют.
Стёпин
Илья
Рекомендации
Комментарии (3)
Последние темы:
TECHNO-ВХОД: что такое техногенные ролевые игры |
Все темы
|