Я отвечу немного с другой стороны. Вот у нас имеется статья, где на много знаков и с частым поминанием короля пространных терминов - постмодернизма нам повествуют о том, как все плохо, в том числе и в РИ. Но при этом РИ, оказывается, сохранили некие "архаичные ценности", и даже иногда их способны транслировать. При этом современные РИ находятся той же макабрической "ловушке постмодернизма", что и массовая культура, чьи пороки столь блистательно вскрыты автором. В конце нас информируют, внимание, что РИ - это все-таки искусство, причем, конечно, совсем-совсем не такое, как "традиционное современное", да еще и, только представьте себе, способное "работать против энтропии" и прививать некие "актуальные" ценности восприимчивым индивидам. И тут же снова говорится, что РИ у нас такие же, как и современная культура - азартная переработка вторсырья. Далее нас зачем-то отсылают к познанию-воспоминанию, приписав эту идею Сократу (а не Платону) - это, несомненно, такая очень тонкая постмодернистская ирония, призванная вскрыть всю глубину падения нашей культуры. После чего постулируется наша неспособность положить эти загадочные "архаичные" и одновременно "актуальные" ценности в головы этого несносного апатичного большинства, и следует не лишенное мудрости предложение спросить совета передовых деятелей мира искусства и гуманитариев заодно. Это, на первый, второй и третий взгляд, и есть "болтовня за глобальное", столь популярная на круглых столах и кухнях. Болтовня некомпетентная, неструктурированная, внутренне противоречивая и от этого совершенно непродуктивная. В рамках конструктивной же части критики у меня есть к уважаемому автору следующие предложения (раз уж мы за глобальное разглагольствуем): 1. Поименовать и раскрыть содержание упоминаемых ценностей. 2. Перечислить, с примерами, те постмодернистские приемы, которые так бесплодно применяются у нас в РИ. 3. Аргументированно показать, что именно постмодернизм и апатия масс виновны в том, что игры наши по большей части не производят на участников того эффекта, которого мы ожидаем, именуя их искусством. Но можно ведь и сменить предпосылку: что, если не аморфно-зловещий постмодернизм виноват в очевидном кризисе РИ, а банальный художественный уровень игр? Когда разглагольствующие об искусстве мастера не отличают фабулы от сюжета, а катарсис - не термин, обозначающий сущность эстетического переживания, а ругательство? О каком "прививании ценностей" может вообще идти речь, когда действие не раскрывает смыслов? На мой взгляд, для того, чтобы спорить о художественных методах и философии искусства, надо это искусство сначало хотя бы как-то начать делать, а не считать любое свое творчество таковым априори. Тогда и цели яснее, и проблемы виднее, и решения не напоминают велосипед без руля и колес.
|