27.01.25
карта сайта
настройки
войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
Зарегистрироваться
Забыли пароль
логин
пароль
поиск
In English
С чего начать?
Обновления
Статьи и тексты
Для мастера игры
Игры и жизнь
Ролевые ресурсы
Ролевое сообщество
Ролевой фольклор
Разные игры
Для ролевика
За рубежом
Исследования РИ-сообщества
Публикации про нас в газетах и журналах
Фотоконкурс на Комконе 2012
О нас, любимых
Теория и практика
Умелые руки
Боевка
ИГРЫ БУДУЩЕГО
Комкон - ролевой конвент в Подмосковье
Другие мероприятия
Тексты
Игры будущего - материалы
АРИС
Семинары
Авторские колонки
Никодим
Калтрис по понедельникам
Ланс по вторникам
Ластивка по вторникам
Ёвин по средам
Кирдан по средам
Ил по средам
Теодор по четвергам
Гризабелла по пятницам
Колонка редактора
Гости
Разъяснение
Гости Дяди Славы
АРИС смотрит в мир
Зоркий 2010
Мастеркон. Лаборатории.
Сюжет
Живые журналы
Тексты по времени публикации
Фото и видео
Номера
География игр
Полезные ссылки
Календари игр
Лучшее
Алгоритм "Хочу поехать на игру"
+2
О трудностях создания инноваций
+2
Интерактивное образование
+2
Регал : Ролевые игры и постмодернистский тупик
/ Дать комментарий
/
Гости Дяди Славы
Исходный текст:
Получилось так, что в последнее время я довольно далеко отошел от РИ и занимался, в общем, совсем другими вещами. Но после нескольких разговоров с друзьями о "судьбах мира" вообще и РИ в частности меня, что называется, припёрло, и этот текст, который вы сейчас читаете - из разряда тех, которые невозможно было не написать. Возможно, здесь не будет сказано ничего нового, и все это обсуждалось на всяких конвентах, умных семинарах, круглых столах и т.п. - вот только не попадаю я никогда на них, поэтому придется писать так, как есть, на свой страх и риск. А припёрло меня вот в связи с чем. Очень много сейчас идет разговоров и споров о всяческих перспективах ролевых игр и ролевого движения, о том, куда и как им развиваться дальше, о том, что стоит за красивой, но уже ставшей расхожей фразой про "делать мир лучше" и - вот наглость-то! - том, как воплотить её в действительность. Одна из популярных точек зрения на этот вопрос, насколько я понимаю, состоит в в том, что если мы будем развиваться одновременно и вширь, идя на активный позитивный контакт с обществом, повышая в нем интерес к РИ, и вглубь, повышая качество и содержательность того, что мы делаем - то благодаря тому, что РИ - очень эффективное самоорганизующее средство, мы сможем запустить эту самоорганизацию во всем обществе и таким образом в перспективе изменить его, сделать его лучше изнутри. В принципе, я разделяю эту позицию. Но мне кажется, что во всех этих умопостроениях есть некий принципиальный идеалистического толка "баг", возникающий во всех утопических системах, рассчитанных на несение "разумного, доброго, вечного" массам: Мы считаем людей лучше, чем они есть. То, что общество вряд ли сходу примет нас с распростертыми объятиями - это понятно. Но массы не будут также и сопротивляться нашим попытками "нести им свет". Нет. Рядовому человеку это будет просто по большому счёту всё равно. Точно так же всё равно, как, например, при просмотре телевизора с перечислением числа жертв очередного теракта где-то-там-далеко-где-нас-нет. Так что никакой "самоорганизации мира" у нас просто не получится. Ролевые игры начинались для нас главным образом как средство эскапизма, бегства от поганого "внешнего мира". Нас за это порицали, над нами смеялись и по старинке продолжают смеяться до сих пор. Этот эскапизм и в самом деле был по большей части неконструктивен; но именно он помог нам сохранить давно уже ставшие архаичными во "внешнем мире" ценности и постепенно вывести их на передний план, превратив лучшие из наших игр в их транслятор - то самое средство самоорганизации и самовоспитания личности игроков, за счет которого, как я понимаю, мы и рассчитываем путём простого расширения РИ-сообщества менять мир к лучшему. А тем временем с установлением в мире "информационной тирании", подавляющего господства масс-медиа и интернета, этот пресловутый "внешний мир" погрузился в пучину того самого эскапизма, из-за которого он над нами когда-то и смеялся. Люди работают, чтобы заработать деньги, чтобы потратить их на то, чтобы снять стресс от работы, на которой они зарабатывают деньги - и сотни миллионов людей крутятся в этом бесплодном замкнутом цикле, как белки в колесе. И смотрите: никого не интересует реальный мир, реальные проблемы. Гораздо интереснее смотреть телевизор/кино, наблюдать за чужими жизнями (особенно за "селебритиз", знаменитостями, которых все презирают, но с удовольствием сами же обсасывают все мельчайшие детали их жизни), проживать виртуальную жизнь в виртуальных мирах компьютерных игр, бесконечно циклиться на мелочах и совершенно незначимых вещах. Нас постоянно увлекают, утешают и успокаивают: "Ах, вас мучает совесть из-за того, что вы тут сидите, а в Африке умирают с голода дети? Так пошлите долларовую sms-ку в их поддержку и спите спокойно!" Нас отучают думать, нас приучают повторять заученные последовательности действий, обеспечивающие стабильное функционирование cистемы. Человечество остановилось, оно стоит на месте, бесконечно крутясь в холостом цикле. А мир тем временем летит ко всем чертям. В принципе, для многих думающих людей всё это давно понятные и даже очевидные вещи. Но от одного этого понимания всё равно ничего не меняется. Легко обвинить каких-нибудь "их" в том, что "они" (тайный или явный заговор правительств и корпораций, жидомасонский заговор, маленькие зеленые человечки, вампирский маскарад, что там у нас далее по тексту в любимых телесериалах?) порабощают таким образом человечество. Но правда, похоже, состоит в том, что здесь не было ничьего специального злого умысла; человечество само загнало себя в эту ситуацию, попав в ловушку постмодернизма. "Все слова уже сказаны, всё уже написано, никакой единой Истины нет" - так зачем создавать что-то новое? И вот начинается повторение уже однажды "пройденного", а затем переосмысление повторенного, а затем - ироническое прочтение переосмысления повторенного... и вот уже мы имеем бесконечное воспроизведение и повторение уже сказанного однажды, уходящий за горизонт ряд копий от копий от копий, давно растерявших внутреннее содержание своих прообразов. А люди ведь любят свое прошлое, точнее, то, что является в нём давно и хорошо им знакомым - потому что люди в принципе боятся неизвестности, ожидающей их в будущем. Массовая культура, взяв на вооружение идеи и приемы постмодернизма, дала людям прекрасную возможность для подпитки этой любви: самовоспроизводимую и самоподпитывающуюся ностальгию. И человечество попало в ловушку потребления этой бесконечно воспроизводящейся ностальгии, бесконечного повторения прошлого. Настоящее ценно для нас только тем, что в следующее мгновение оно становится прошлым; будущее интересно только постольку, поскольку оно даст нам новые возможности переживать прошлое. Мы бежим, эскапируем в это прошлое при первой же удобной возможности - потому что, в общем, наш мир по-прежнему далеко не самое приятное и спокойное место. Первым восстало искусство, само же и породившее всю эту ситуацию. Но как опровергнуть систему, которая утверждает, что "все точки зрения имеют право на существование" - а, значит, и та точка зрения, которая опровергает эту систему в том числе? И действительно: сначала казалось, что протест, отвержение, преступление против системы должны помочь - но панк стал модой, писатели, музыканты, режиссеры соревнуются в том, кто же из них сочинит самое-самое шокирующее, жестокое, извращенное, которое якобы сможет за счет шока "разбудить" зрителей/слушателей/читателей (хоть кого-нибудь "разбудило", не знаете?), символ антиглобалистов Че Гевара стал лицом с миллионов футболок, а всё более и более жестокие теракты - телевизионным шоу "ах-какой-ужас, даже-круче-чем-вон-в-том-блокбастере, сколько-сколько-говорите-там-погибло?". Преступление против преступления против преступления - и опять возникает бесконечный цикл; люди могут кратковременно впечатляться его ужасами, но потом так же, как и прежде, только все более и более надежно усыплять себя бегством от действительности (ведь она в такой ситуации кажется им всё более и более страшной!), и все слабее и слабее реагировать на все более и более впечатляющие "раздражители" в лице преступлений, ужасов, кошмаров; возникает та самая http://www.ballardian.com/crimes-of-the-near-future-baudrillard-ballard(апатия), о которой шла речь в самом начале этого текста. Этот путь - протест против системы, "преступление против преступления" - инфляционный тупик, надежный выход из которого есть только один: Абсолютное Преступление, гибель всего. Есть, казалось бы, и другой выход. Бог. Этот выход способен спасти отдельных людей - но вся цивилизация с ее постмодернистским "нет единой Истины, значит, нет и единого пути к Богу - вон, посмотрите, сколько существует разных религий и как они друг с другом дерутся" с этого пути давно свернула, и дороги назад, похоже, нет. Так наша цивилизация и продолжает крутиться вхолостую, бесконечно воспроизводить прошлое-в-настоящем, причем еще и вовлекая за счет процесса глобализации все больше и больше отдельных людей и целых народов в этот кажущийся бесконечным цикл. Который для того, чтобы пойти дальше, вперед к позабытым ныне человечеством мечтам надо разорвать - причём без совершения Абсолютного Преступления. Вот тут мы и возвращаемся к искусству - тому, что в прошлом всегда оказывалось способным подсказать человечеству в его сложные моменты какой-то принципиально новый, неожиданный взгляд на ситуацию или даже предложить из нее некий выход. Современное искусство практически погребено под неподъемным грузом массовой культуры и массового потребления, загнано в "высококультурное гетто", неспособное повлиять на массовое сознание. Но там всё равно продолжает теплиться какая-то жизнь - и поиск. А тут - мы. И наши ролевые игры. Которые мы - вот неожиданность - тоже считаем искусством. Современным, нонконформистским, неклассическим - но искусством. А раз так - то получается, что ближайшая к РИ целевая аудитория - не политики и бизнесмены, а деятели искусства, культуры, философии и гуманитарных наук. И если задуматься - то да, получается, что с политиками, бизнесменами и рядовыми гражданами по большому счету пока работать бесполезно: им всё равно, а даже если и не всё равно - в лучшем случае у нас вместе с ними из наших гипотетических "социально-ориентированных проектов" получится что-то аналогичное футболкам с Че Геварой, т.е. превращение в часть мейнстримовой культуры - и никакого улучшения мира; в худшем же случае - нас просто съедят. Вместо этого надо в первую очередь искать контакт с теми самыми писателями-музыкантами-режиссерами-философами-культурологами-социологами - в общем, людьми из творческой и гуманитарной среды, которые понимают суть проблемы этого "постмодернистского тупика" и пытаются искать её решение. У них есть гораздо более четкоё и адекватно сформулированное понимание общекультурной ситуации, чем у нас - зато у нас есть РИ, средство, которое может оказаться способным помочь найти из нее выход. НО: в своем текущем виде РИ для этого тоже большей частью не годятся. Ведь в самой их основе лежит те же самые принципы постмодернизма: своими играми мы перерабатываем уже существующие сюжеты (как художественные, так и исторические), и даже игры по якобы-оригинальным сюжетам уходят недалеко: мы всё равно заимствуем для них идеи из уже существующих источников, разве что иногда их иронически перерабатывая. Это стало основной для эскапизма в самом начале РИ-движения, по этой же причине РИ, если их поставить на широкую ногу и наплодить разнообразных коммерческих РИ-продуктов, смогут найти широкий "рынок сбыта" у среднестатистических "рядовых" эскапистов, потребителей, жаждущих новых ощущений - и именно по этой причине РИ в существующем своем виде не смогут побороть апатию масс и вырвать их из бесконечного ностальгического цикла. Более того, смотрите: у нас уже начались "Монсегюр 10 лет спустя", "Завоевание Рая - 10 лет спустя", ещё-куча-всего-"10 лет спустя"; мы начинаем ностальгировать сами по себе, плодить бесплодные копии-от-копий уже внутри самого РИ-движения! Если идти дальше этим уже привычным нам, традиционным путём - мы придём в тупик. Тупик, вполне возможно, благополучный, обустроенный, всеми признанный, давший обществу тысячи, десятки тысяч активных членов - которые всё равно, однако, глобально неспособны будут что-либо с этим обществом сделать из-за тотальной апатии остальных масс; смотрите, примерно то же самое произошло в нашем мире в предыдущие десятилетия, например, с экологическим движением "зеленых". И всё-таки РИ - это искусство. И оно, в отличие от традиционного современного искусства, обладает совершенно редкой способностью: работать против энтропии, позитивным образом прививать потенциально восприимчивым к этому людям какие-то актуальные идеи и ценности - т.е. обеспечивать их 1) сохранение, 2) трансляцию и, самое главное, 3) создание под актуальную ситуацию в нас самих. Но пока мы это делаем с привлечением обычных постмодернистских методов - эффективность, "выход" "прогруженных" людей на играх оказывается очень мал, и этот процесс в основном происходит за счет и так уже потенциально готовых к нему людей. Пока будет так - изменить ВСЁ общество мы не сможем, потому что даже если мы всех заставим переиграть в наши РИ по нашим текущим методикам - только очень небольшой процент из этого числа почерпнет для себя что-то кроме "вау, круто отдохнули". Значит, нам нужно научиться в ходе игры не только "прививать" или "помогать вспоминать" (гм, это было у Сократа :) ) все эти так важные для нас идеи, ценности, идеалы (мы это так или иначе с тем или иным успехом уже умеем), но и "будить" людей глобально-апатичных, "спящих", делать их восприимчивыми к "прививке" идей. Этого мы (кроме каких-то отдельных случаев) пока делать не умеем. И вряд ли, оставаясь в рамках постмодернистской парадигмы, научимся этому сами. Для того, чтобы научиться - нам и нужен в том или ином виде контакт с передовой частью мира искусства и гуманитарных наук, передовой в том смысле, что хорошо осознающей и формулирующей проблемы современной цивилизации - в том числе и той его частью, в которой, как некоторые считают, уже найдены возможные подходы к выходу из этого злосчастного "постмодернистского тупика". ---------------------
Тема:
Ваш комментарий:
Документация на формат текста с разметкой
Инструкции:
Вы можете использовать следующие выделения:
- _text_ -
выделенный текст
- *text* -
жирный текст
- пустая строка - новый абзац
Правильные URL вида http:// или ftp:// будут превращены в ссылки.
На другие итемы Communiware можно ссылаться вот так:
в cmw:464(статье Левенчука)
.
Лица игр
Коровка
(Алексей Яцына. Москва)
Ближайшие события
все регионы
все события
Заявиться через:
allrpg
 |
rpgdb
Добавить событие
Ролевые ресурсы
все ролевые ресурсы
Наши баннеры
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк
Клуб любителей Munchkin
Улун - знаменитый китайский чай
Конные прогулки в Подмосковье
дизайн портала -
Срочно Маркетинг
первая
наверх
info@rpg.ru