Меделян Константин Александрович
| 05.04.2007
О социализации, или «не только мы». Социализация – о сколько копий было сломано в спорах об этой странной штуке, сколько материала для психологов в виде криков души «общество меня(нас) не понимает!», было выплеснуто на просторы Интернета, сколько сил приложено к этому самому пониманию. Сколько людей комплексует, «занимаясь странным». Но проблема сия – универсальна, и сначала, прежде чем начать размышлять самому – позвольте процитировать маленький кусочек одной статьи на эту же тему: «...А ведь за неимением гербовой бумаги обычно пишут на простой. Если, конечно, есть что написать... Значит, что-то произошло именно в 90-х, причем случилось это не на уровне отдельных личностей. Социологическая справка Впрочем, что произошло, мы более или менее знаем: плохие или хорошие (неважно), но вполне ясные правила поведения буквально во всех аспектах жизни исчезли... И многим стало не совсем понятно, а иногда и совсем непонятно, как жить дальше. В социологии такая ситуация описывается термином «аномия», то есть неспособность общества ясно прописать для своих членов, что такое хорошо и что такое плохо. И вот уже удачно вписавшиеся в современные социальные структуры люди, жизненный путь которых достаточно успешен (во всяком случае, материально), оказались в тревожащей ситуации неопределенности и сомнения в правильности собственной жизни. То есть язык описания себя и своего пути в обществе оказался неполон, его стало не хватать для самоидентификации. Отсюда и разного рода способы преодоления порожденного аномией дискомфорта, в том числе радикальные, вроде ухода в монастырь, противозаконного поведения или самоубийства... Подобное поведение со всей очевидностью перестраивает весь жизненный путь личности, выбрасывая ее в маргинальные слои общества. Джиперское движение, на мой взгляд, связано не с «уходом», а, напротив, с поиском чего-то дополнительного к основной жизни! Чего-то жизненно важного, но при этом не исключающего, может быть, не вполне ясных по перспективе и морально небезупречных, но активно проживаемых социальных форм (зачастую приносящих удовлетворение и доход). Нет, джипер – не маргинал, не хиппи, не панк. Общество ему не чуждо. Просто мало его широкой душе простора в нем... И вот тут (в середине 90-х) на сцену во сей своей красе и многообразии сценариев выезжает Его величество УАЗ. Ведь ульяновский внедорожник – это не просто машина, а один из главных смыслообразующих элементов джиперства – особой, как говорят социологи, субкультуры общества. ...» Да, Вы не ошиблись – эта статья взята из авто-журнала, точнее – Off-Road Driveза номером 2 от 2005 года. Подробнее почитать статью можете по адресу http://www.off-road-drive.ru/index.php?link=155683 Статья – из автожурнала, но... но как похоже! И тут, и там – поиск себя, и твердое желание доказать миру (или все же себе?) - «МЫ НОРМАЛЬНЫЕ!» И не надо вопить «да в офф-роуде – только богатые!» - я не богат, ни по меркам «социума», ни по ролевым, ни по оффроадному, но я играю в Игры, а с недавних пор – катаюсь на «подготовленном» УАЗе, описание тюнинга которого займет несколько строк. И хотя, казалось бы, люди траят много денег на машины, подготовку – и готовы угробить их... но ведь и ролевики тратят немалые суммы, а если взять реконструкцию и бугурты... И тогда «покатушки» и «бугурты» становятся весьма похожи, и даже извечное «можно купить задорого, можно заказать пдешевле, можно сделать самому» едино для обоих случаев.
Может, в этом и есть элемент отличности от «официальных развлечений». Который прротивопоставляет нас? Нас всех – каким бы видом «ненормального» он не занимался? Позвольте еще цитату: «....Досуг, хобби, субкультура Преуспевающие люди зачастую нечутки к социальным тонкостям. Их вписанность в социальную структуру достаточно жестка и не допускает никаких вариаций. Но именно на них в первую очередь рассчитано все безумное разнообразие современных форм досуга, от картинга до горных лыж. Речь идет о достаточно дорогих (были бы дешевые – не было бы возможности продемонстрировать благосостояние), захватывающих и интересных хобби, отвлекающих от повседневности и подкрепляющих уверенность в успешности «основной» жизни. Джиперство, кстати, тоже не исключает понятия хобби (прокатились, пожарили сосисок на костре и разбежались), но все это можно рассматривать исключительно как этап, на котором редко кто останавливается. В общем, если ты «приехал в лес», то все, коготок увяз... Отличить досуговые формы от субкультурных очень просто: первые не порождают устойчивых сообществ, способных предоставить то, чего не находится «в долине» или «в городе» (что, в свою очередь, как раз и является характерной особенностью большинства субкультурных сообществ, от хиппи до альпинистов). А ведь именно ощущение правильности происходящего вокруг (что давно утрачено в других местах) и описывается такими категориями, как простота общения, легкость знакомства, человеческая близость, дружба, бескорыстная взаимопомощь, равенство и практически полное отсутствие социальных барьеров. Тусовки вроде джиперской именно тем и притягательны, что они генерируют то, чего невозможно купить. Участие в них – это своего рода протест против принципа «все продается и все покупается». Да, у многих из нас очевидна потребность в альтернативных формах жизни, причем ценности там не то чтобы «настоящие» или «подлинные», они просто другие в своей главной сути. Доступные не всем, они тем самым становятся элитарными. Именно для этого люди идут в горы и лезут в грязь. В любом случае цель одна – выйти в пространство, доступное не каждому, и тем самым прописать собственное я, причем сделать это нетривиальным языком, добавив к собственным характеристикам несколько ярких мазков и знаков. В этом случае очень важно, чтобы выбранная тусовка и связанные с нею практики действительно «удовлетворяли». ....
Итак – а нужна ли нам эта «социализация» в том виде, которую пытаются привить некоторые? Может, достаточно показать «мы нормальные люди с нестандартным хобби – и просто хотим заниматься любимым делом!» И не обращать внимание на косые взгляды, просто и с достоинством делая свое дело, с соблюдением всех норм и правил общества? А остальное – само придет. К туризму же пришло! А ведь туризм на заре существования был столь же протестен! И люди так же крутили у виска, смотря на этих чудаков, которые в лес тащатся! С палатками! Дикари! А теперь – вроде нормально. Может и нам – просто подождать? И без излишней суеты, без демаршей и воплей спокойно делать свое дело – и люди привыкнут к нему, поймут и оценят. Арадан
Рекомендации
Комментарии (7)
Последние темы:
Арадан : О социализации, или «не только мы». |
Все темы
|
Арадан : О социализации, или «не только мы».
|
|
|
|
аноним,
09.04.07 07:34,
в ответ на:
yerick,
комментарий
07.04.07 13:41
|
|
Надо всё вернуть назад, на круги своя, так сказать. Социализация - зло. Чем больше социализации, тем меньше романтики и больше "серьезности". Полностью согласен с предыдущим оратором. Верните "сказку"... |
|
Арадан : О социализации, или «не только мы».
|
|
|
|
aradan,
09.04.07 13:03,
в ответ на:
анонимная
комментарий
09.04.07 07:34
|
|
Статья не о том , как "социализовать" Игры, а о наших волнениях по этому поводу. Просто, одним из самых частых пунктов является "нас все считают бедными, потому что хобби не раскрученное!" И поэтому я привел пример хобби, по определению не бедного (автоспорт), хотя на деле и не столь затратного, как может показаться. И вся это "проблема социализации" именно та и должна писаться - в кавычках. Пройдет еще несколько лет, и люди привыкнут, а значит - примут , положив на полочку между драмкружком и туристами. Тоже некогда течениями маргинальными и несоциализированными. Арадан ... |
|
Арадан : О социализации, или «не только мы».
|
|
|
|
аноним,
11.04.07 10:48,
в ответ на:
aradan,
текст Арадан : О социализации, или «не только мы».
|
|
Согласна. Вопросы "социализации" вызвали истерику среди активной части ролевого сообщества. Все сразу кинулись доказывать, "что они хорошие и НОРМАЛЬНЫЕ". Действительно, может быть имеет смысл подождать - все само уложится? Из собственного опыта могу сказать, что мне, наверное, повезло - коллеги на всех работах знали, что я играю в РИ (летом периодически приходится ездить на работу с рюкзаком) и при этом не считали меня странной. Конечно, путают ролевиков и толкиенистов, но если объяснить разницу, то больше вопросов не возникает. Так что доказывать свою "социализированность" мне не приходится - она и так есть. ... |
|
Арадан : О социализации, или «не только мы».
|
|
|
|
аноним,
11.04.07 10:59,
в ответ на:
yerick,
комментарий
07.04.07 13:41
|
|
За границей -целая индустрия работает на фанатов - начиная Стар треком и кончая атрибутикой ... У них это нормально .... У нас .... долгое время считалось что если ты не с нами - то против нас... |
|
Арадан : О социализации, или «не только мы».
|
|
|
|
aradan,
25.04.07 10:48,
в ответ на:
анонимная
комментарий
11.04.07 10:59
|
|
о "целой индустрии за границей" - ну так и у нас она есть... Просто еще не столь развита. Смотрите: 1. Пентбол - вполне себе развитая индустрия 2. Страйкбол - догоняет пейнтбол 3. Декоративное оружие - на каждом шагу. 4. Оружие для РИ и реконструкции - масса мастерских, интернет-магазинов, а в некоторых городах - и "обычных" магазинов. Я не случайно включил в перечень пентбол и страйкбол - они так же являются видами "активного отдыха с оружием" и с этой точки зрения не различаются - так же как сходны маскарады и театры для произвдителей, скажем, грима. ... |
|