Все, в общем, правильно, согласен. Спасибо за текст - очень понравился. Одно добавление по поводу того, что же все-таки должен мастер, а что - лишнее, и никому не надо. Не надо диктовать игроку, что он должен то, и это, и пятое-десятое, и вести себя так, а не этак, не надо обвешивать его грудой ненужных фактов (от такого перегруза фактами, друг с другом ничем не увязанными, хочется сбежать куда-нибудь, чтобы жить не мешал). Не надо также кидать его в пустоту - дескать, давай, ступай в люди, ни разу не объяснив, какие тут люди и как тут вообще живут (от этого получается игровой мир, полный марсиан, родства не помнящих: вроде, полная свобода, а куда ее девать - непонятно). Все проще и сложнее одновременно: дайте ему ВОЗМОЖНОСТЬ проявить себя, поступить (или не-поступить). Дайте ему поле возможностей, горизонт для САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора и поступка. Но опишите этот горизонт так, чтобы этот поступок не диссонировал с темой, жанром, сверхзадачей игры. Чтобы не разваливался по швам эстетический космос игры. Может быть, в каком-то случае, и надо зажать игрока в узкие рамки, а где-то, наоборот, оставить много недосказанностей - но не просто так, а чтобы и то, и другое было оправдано в общей эстетической картине игры - тогда не будет этой фрустрации, будет ощущение игроком (да и мастером) себя как самостоятельного со-творца. И это будет подлинное впечатление, а не то, которое должно бы быть, а вот не получается, потому что навязано. Не надо навязывать впечатлений - надо дать им возможность сбыться. МакДуф
|