 |
|
 |
О гумманитарной катастрофе
/
ru_aris
|
|
 |
 25.03.09 08:37 |
О гумманитарной катастрофе
Попытка работы транслятором. В частности, попытка краткого и понятного пересказа мыслей Кожаринова и рабочей группы Мастер-Зиланта, которая заходила в тему ролевых игр с позиций гумманитарных наук и постиндустриального общества.
"Мир на грани зоокатастрофы! Ну что, я в панике." Итак. По ряду признаков, мир находится на границе очередной смены эпох. Перехода от общества индустриального (общества производства и производственных отношений, торжества точных наук, общества рыночных отношений и потребления) к обществу, условно говоря, постиндустриальному. Признаков этого грядущего перехода множество. - Разные страны по разным направлениям уперлись в "предел" развития и повсеместно происходят мощные "откаты". Когда каждое следующее поколение уже не может воспроизвести результаты, достигнутые поколениями предыдущими.
- Специализация в точных науках достигла предела, когда специалисты даже в смежных областях теряют способность коммуницировать друг с другом в силу того, что область их знаний слишком узка и слишком специфична. Практически никто не в состоянии "удерживать" множественные поля целиком в одной голове.
Для преодоления барьера и перехода необходим прорыв. По ощущениям, прорыв этот должны обеспечить науки гумманитарные, а они пока не справляются. Не могут выделить ключевой момент, точку приложения усилий. Если барьер не будет взят в ближайшее время - случится гумманитарная катастрофа. Движение вспять начнет набирать стремительные обороты и приведет существующие системы к мощнейшему откату. Примерами могут служить исторически известные закаты великих цивилизаций.
При этом существует много схожих по методам и технологиям областей деятельности, которые пробовали подойти к барьеру, но его не взяли. Среди них: - Консалтинг
- ТРИЗ
- Организационно-деятельностные игры
- Ролевые игры
Что общего у этих областей деятельности - такого, что позволит "нащупать" ту самую точку приложения усилий? Каждая из них так или иначе работала с разными типами мышления.
Что такое "тип мышления", какие они бывают и почему они так важны?
Википедия говорит, что "Мышле́ние — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними." Или, если проще, мышление - это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания.
Классификаций типов мышления - великое множество. Например: - Наглядно-образное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании.) - Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.) - Наглядно-действенное(Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта.)
Или вот так: - логическое - диалектическое - образное - креативное - эмпирическое (практическое) - и далее по списку.
Человек, во-первых, не очень владеет всеми доступными типами мышления. Владеет одним-двумя, и их пользует повсеместно. Во-вторых, человек не умеет переключаться между разными типами мышления для решения разных задач. Более того, не умеет определять, какая задача лучше всего берется при помощи какого типа мышления.
Перечисленные выше 4 области деятельности пытались задачу переключения "брать" с разных сторон. Консалтинг - предлагая услугу по оценке и реструктуризации существующей деятельности какого-либо предприятия, подходя к решению этой задачи с позиций _другого_ мышления, чем у руководства предприятия. ТРИЗ - пытался слить образное (ассоциативное) и научное мышление для решения изобретательских задач ОДИ - пытаясь понять сущность мыследеятельности как таковой и систематизировать имеющиеся типы мышления и их инструментарий РИ - пытаясь погружать человека в принципиально чуждую среду, в которой шаблонный тип мышления не работает - и таким образом заставляя переключаться.
Собственно, к чему я все это пишу. У вышеозначеной группы товарищей появилась идея запустить проект, который попробует подойти к этому вопросу системно, и - возможно - объединить усилия специалистов в вышеозначеных областях деятельности для поисков путей преодоления грядущего гумманитарного звиздеца, то бишь - катастрофы. |
|
|
|
|
|